Решения и постановления судов

Определение Московского областного суда от 27.05.2010 по делу N 33-8630/2010 В удовлетворении иска об обязании предоставить транспортное средство правомерно отказано, так как исходя из положений правовых актов, регулирующих вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства возникло до 01.01.2005, одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта РФ на 01.01.2005.

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 мая 2010 г. по делу N 33-8630/2010

Судья: Аксенова Е.Г.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Кондратовой Т.А.,

судей Мертехина М.В., Шинкаревой Л.Н.,

при секретаре Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 мая 2010 года кассационную жалобу М. на решение Люберецкого городского суда от 25 февраля 2010 года,

по делу по иску М. к Люберецкому управлению социальной защиты населения об обязании предоставить транспортное средство,

заслушав доклад судьи Шинкаревой Л.Н.,

установила:

М. обратился в суд с иском к Люберецкому управлению социальной защиты населения об обязании предоставить транспортное средство.

В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы. 02 июня 2008 года он обратился в Люберецкое управление социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ему бесплатного транспортного средства или денежной компенсации.

04 июня 2008 года ответчик отказал М. в предоставлении транспортного средства.

Просил признать за ним право на предоставление ему меры социальной поддержки, а именно на обеспечение бесплатно легковым автомобилем.

Ответчик исковые требования не признал, ссылаясь на то, что положения Указа Президента РФ N 685 от 06 мая 2008 года “О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов“ распространяются на определенную категорию граждан, которые состояли до 01 января 2005 года на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных основаниях в соответствии с медицинскими показаниями. М. на учете не состоял и впервые обратился с заявлением о предоставлении ему льготы в виде бесплатного автомобиля в 2008 году.



Решением Люберецкого городского суда от 25 февраля 2010 года в удовлетворении исковых требований М. отказано.

В кассационной жалобе истец просит отменить судебное решение как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, М. является ветераном Великой Отечественной войны и инвалидом 2-й группы по общему заболеванию, имеет удостоверение участника Великой Отечественной войны серии <...>, выданное 30 сентября 2009 года военным комиссариатом ОВК г. Люберцы.

02 июня 2008 года истец обратился в Люберецкое управление социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ему бесплатного транспортного средства или денежной компенсации.

04 июня 2008 года ответчик отказал истцу в удовлетворении указанного заявления, поскольку до 01 января 2005 года участникам и инвалидам войны, при наличии у них медицинский показаний, предоставлялось право на бесплатное получение автомобиля. Медицинские показания определяли две транспортные комиссии (районная и областная). При наличии показаний, документы следовало подавать в Комитет социальной защиты населения Люберецкого района до 01 января 2005 года. С таким заявлением М. не обращался.

В связи с указанным отказом ответчика в предоставлении автомобиля или денежной компенсации М. обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с ранее действовавшей редакцией подп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах“ инвалиды войны при наличии медицинских показаний имели право на бесплатное получение в пользование в качестве средства реабилитации транспортных средств, тип которых и срок пользования которыми устанавливался Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 244 “Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно“ для обеспечения инвалидов, имевших право на бесплатное получение автомобиля, использовались автомобили марки “Ока“ и “Таврия“, выдаваемые сроком на семь лет.

Пунктом 28 ст. 63 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ подп. 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ признан утратившим силу.

Статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 г. право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В отношении указанных категорий инвалидов, у которых на момент вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ было не реализовано возникшее право на льготы в натуральной форме (обеспечение автотранспортом по медицинским показаниям), в настоящее время действуют Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 685 “О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов“ и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 670 “Об обеспечении транспортными средствами за счет средств федерального бюджета инвалидов, поставленных до 1 января 2005 г. органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации на учет по обеспечению транспортными средствами“.

Указанными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предусматривается, что в 2008 - 2009 гг. инвалиды - граждане Российской Федерации, которые проживают на территории Российской Федерации и которые на 1 января 2005 г. состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации для обеспечения транспортными средствами бесплатно или на льготных условиях в соответствии с медицинскими показаниями (независимо от того, обеспечиваются они транспортным средством впервые или взамен ранее предоставленного транспортного средства), должны быть обеспечены за счет средств федерального бюджета легковыми автомобилями или им должна быть выплачена единовременная денежная компенсация в размере 100000 рублей.

В соответствии со ст. 10 Закона Московской области от 23 марта 2006 года N 362006-ОЗ “О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области“ компенсационная выплата взамен выдачи транспортных средств, в размере стоимости базового автомобиля “Ока“ устанавливается инвалидам Великой Отечественной войны, вставшим на учет в органы социальной защиты населения Московской области до 01 января 2005 года.

Исходя из положений указанных правовых актов, регулирующих в настоящее время вопросы обеспечения инвалидов, у которых право на получение транспортного средства (в том числе право на его получение по истечении семилетнего срока эксплуатации) возникло до 1 января 2005 г., одним из основных условий для предоставления инвалиду транспортного средства бесплатно или на льготных условиях является факт его постановки на соответствующий учет в органах социальной защиты населения субъекта Российской Федерации на 1 января 2005 г.



Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд правомерно руководствовался указанными нормами материального права и исходил из того обстоятельства, что истец не состоит на учете в Люберецком управлении социальной защиты населении для обеспечения транспортным средством.

Доводы ответчика о том, что М. в Люберецкое управление социальной защиты населения для постановки на очередь по медицинским показаниям до 01 января 2005 года для обеспечения транспортным средством не обращался, истцом не опровергнуты.

При разрешении спора М. не отрицал того, что не проходил соответствующих медицинских комиссий, по заключению которых ему как участнику Великой Отечественной войны и инвалиду по медицинским показаниям предоставлялось право на получение бесплатного транспортного средства или его компенсации.

В заявлении от 02.06.2008 г. не имеется ссылки на нуждаемость в транспортном средстве по медицинским показаниям, установленная до 01.01.2005 г. Отсутствуют такие доказательства и в материалах.

Кроме того, с 01 января 2005 г. органами социальной защиты населения постановка на учет инвалидов для обеспечения их транспортными средствами прекращена. И обращение истца к ответчику с заявлением от 02.06.2008 г. не порождает у него право на бесплатное получение транспортного средства.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Реализация инвалидом права на обеспечение транспортным средством носила заявительный характер и зависела только от волеизъявления инвалида как правообладателя. Истец не представил суду, судебной коллегии доказательства, свидетельствующие о том, что он до 01 января 2005 года при наличии медицинских показаний обращался с соответствующим заявлением и был поставлен на учет.

Судебная коллегия соглашается с изложенными выводами суда первой инстанции, поскольку судом было установлено и не отрицалось самим истцом, что он не был поставлен на учет по обеспечению транспортным средством в органах социальной защиты населения до 01 января 2005 г., право на бесплатное получение транспортного средства у него не возникло.

Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену рушения суда, кассационная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Люберецкого городского суда Московской области от 25 февраля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.