Решения и определения судов

Определение Московского областного суда от 22.04.2010 по делу N 33-7941 В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в формировании земельного участка для дачного строительства и предоставлении его на праве аренды отказано, так как закон допускает использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан, а не гражданам в индивидуальном порядке.

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 апреля 2010 г. по делу N 33-7941

Судья: Волкова Ю.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе председательствующего судьи: Хлопушиной Н.П., судей: Терещенко А.А., Вороновой М.Н., при секретаре Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Ленинского муниципального района Московской области на решение Видновского городского суда от 11 декабря 2009 года по заявлению К. об оспаривании решения Администрации Ленинского района об отказе в формировании и предоставлении земельного участка,

заслушав доклад судьи Терещенко А.А.,

объяснения представителя К. - А., представителя Главы Ленинского муниципального района М., О.,

установила:

К. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения администрации Ленинского района об отказе
в формировании и предоставлении земельного участка. Пояснила, что 21 июля 2009 года она обратилась в администрацию Ленинского муниципального района с заявлением о формировании и предоставлении ей на праве аренды сроком на 49 лет земельного участка площадью 2450 кв. м, для дачного строительства из земельного массива площадью 16, 467 га, находящегося в неразграниченной государственной собственности и расположенного южнее деревни Петрушино. Заявительнице было отказано в предоставлении и формировании земельного участка.

Представитель администрации Ленинского района не согласился с требованиями, заявленными К., просил суд отказать в удовлетворении требований.

Суд своим решением заявление К. удовлетворил, обязал администрацию Ленинского района утвердить и выдать К. схему расположения земельного участка на кадастровом плане.

В кассационной жалобе администрация Ленинского муниципального района просит решение суда отменить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Удовлетворяя заявление, суд признал незаконным отказ администрации в формировании и предоставлении земельного участка на праве аренды сроком на 49 лет, обязал администрацию утвердить и выдать К. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Принятое решение суд обосновал тем, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения могут быть сформированы и предоставлены гражданам в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ в индивидуальном порядке. В системном толковании ст. ст. 2, 81 Земельного кодекса РФ и ст. ст. 2, 4, 8, 14 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан“, по мнению суда, граждане могут, но не обязаны, создавать товарищества для получения земельных участков и вправе вести дачное хозяйство в индивидуальном порядке.

Однако с выводами суда нельзя
согласиться, поскольку суд неправильно истолковал материальный закон.

Как видно из материалов дела заявительница просила сформировать и предоставить в аренду земельный участок из земельного участка площадью 16,467 га, находящийся в неразграниченной государственной собственности, с целевым назначением дачное строительство, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Администрация Ленинского муниципального района отказала К. в формировании и предоставлении земельного участка для дачного строительства, сославшись на невозможность предоставления земельного участка для дачного строительства в индивидуальном порядке, поскольку Закон “О садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан“ этого не допускает и на отсутствие у заявительницы регистрации в Ленинском районе.

Исходя из положений п. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Испрашиваемый заявительницей земельный участок расположен в границах земельного участка, площадью 164670 кв. м, имеющего категорию земель - земли сельскохозяйственного назначения.

Текст документа приведен в соответствии с оригиналом.

Суд неправомерно определил, что согласно п. 6 ЗК РФ образование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регулируется настоящим кодексом и Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“. Данный довод не основан на требованиях закона, поскольку в Земельном кодексе РФ пункт 6 и указанная норма отсутствует.

Таким образом, требования Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ не подлежат применению при решении вопроса об образовании и предоставлении земельного участка заявительнице.

Согласно ст. 3 Земельного кодекса РФ следует, что имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок
с ними регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством, специальными федеральными законами.

Земельным законодательством, а именно ст. ст. 77, 78 Земельного кодекса РФ определено понятие, состав и порядок использования земель сельскохозяйственного назначения. Указанные нормы не предусматривают возможности предоставления гражданам земельных участков для ведения дачного строительства в индивидуальном порядке.

Согласно п. 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается настоящим Кодексом, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Статья 2 Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан“ регулирует отношения, возникающие в связи с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства гражданами, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов.

Федеральный закон от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан“ предусматривает предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений граждан.

Следующим этапом в силу статей 12, 14 этого Закона является предоставление органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельных участков в собственность или на ином вещном праве.

Таким образом, нормы Земельного кодекса РФ и Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан“ допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан,
а не гражданам в индивидуальном порядке.

С учетом изложенного, судебная коллегия пришла к выводу, что действиями органа местного самоуправления права и интересы заявительницы не нарушены, оспариваемый ею ответ дан в рамках полномочий администрации и основан как на нормах Земельного кодекса РФ, так и Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан“.

Кроме того, суд, разрешая спор, не учел положения ст. 13 ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан“, в соответствии с п. 1 которой обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью местного самоуправления по месту жительства граждан.

Из материалов дела следует, что К., проживающая по адресу: <...> заявлением о формировании и предоставлении ей на праве аренды земельного участка обратилась в администрацию Ленинского района, что недопустимо в силу п. 1 ст. 13 указанного выше Федерального закона.

При таких обстоятельствах у суда не было оснований для удовлетворения заявления, принятое решение нельзя признать законным и оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления, поскольку все юридически значимые обстоятельства для дела установлены.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Видновского городского суда от 11 декабря 2009 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявления К. о признании незаконным отказа администрации Ленинского муниципального района Московской области в формировании земельного участка площадью не менее 2450 кв. м для дачного строительства и предоставлении его на праве аренды сроком на 49 лет, об обязании утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории отказать.