Решения и определения судов

Решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 14.04.2010 N 2-188-2010 Решение жилищно-бытовой комиссии о снятии военнослужащей с учета нуждающихся в получении жилья является незаконным, так как заявительница с семьей проживает в трех комнатах общежития, которые не являются отдельной квартирой, не имеют статус служебного жилья и общая площадь которых ниже учетной нормы.

НОВОСИБИРСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 апреля 2010 г. по делу N 2-188-2010

Новосибирский гарнизонный военный суд под председательством судьи Войтко С.Н., с участием заявителя Г., ее представителя - Я., представителя должностного лица и коллегиального органа, действия которых оспариваются - майора юстиции К., при секретаре К.М.А. в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрел гражданское дело по заявлению военнослужащей войсковой части 0000 прапорщика Г. об оспаривании решения жилищно-бытовой комиссии войсковой части 0000 об исключении ее из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также действий командира этой же войсковой части связанных с утверждением данного решения.

В ходе рассмотрения дела по существу, военный
суд

установил:

Г. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать неправомерными действия жилищно-бытовой комиссии войсковой части 0000, связанные с принятием решения от 22 января 2010 года, протокол N 1, об исключении ее из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также действий командира этой же войсковой части связанных с утверждением данного решения. В связи с этим она просит обязать названное должностное лицо и жилищную комиссию отменить данное решение.

В судебном заседании Г. и ее представитель, поддержав заявленные требования, дали пояснения в пределах заявления. При этом, представитель заявителя уточнил, что, в соответствии с пунктом 5 “Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду“ утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42, к служебным жилым помещениям относятся только отдельные квартиры. Таким образом, три комнаты в общежитии, в котором проживает Г. со своей семьей, статусом служебного жилого помещения не обладают и жилищно-бытовая комиссия войсковой части 0000, сняв заявительницу с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а командир указанной части, утвердив данное решение, нарушили ее права и законные интересы.

Председатель жилищно-бытовой комиссии и он же представитель командира войсковой части 0000, майор К., требования заявителя не признал и в удовлетворении заявления просил отказать. При этом со ссылками на п. 2 ст. 66, п. 2 ст. 99 Жилищного кодекса РФ и ФЗ-N 76 “О статусе военнослужащих“ пояснил, что Г., будучи зарегистрированной и проживая в общежитии, находящемся в муниципальной собственности и, по его мнению, являющееся служебным жилым помещением, право состоять в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий утратила, и основания для обеспечения ее специализированным жилым
помещением в настоящее время отсутствуют, в связи с чем, она была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Выслушав пояснения сторон и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с выпиской из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части 0000 N 128/1 от 31 декабря 2004 года Г. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и получении жилья, и поставлена на соответствующий учет.

Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части 0000 N 1 от 22 января 2010 года Г. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование принятого решения жилищно-бытовая комиссия названной части указала, что поскольку оснований для обеспечения заявителя жилым помещением не установлено, то она подлежит снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Статьей 40 Конституции РФ определено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Из статьи 49 ЖК РФ следует, что жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“ государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по
контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

Статьей 55 ЖК РФ установлено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, оснований снятия их с учета.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с ч. 5 ст. 50 этого же Кодекса, учетная норма, определяющая уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно пункту 5 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42, к служебным жилым помещениям относятся отдельные квартиры.

Как усматривается из выписки из протокола N 11 заседания профсоюзного комитета 00 0000-0 от 15 декабря 1988 года, Г. была выделена комната по адресу: г. Новосибирск, ул. Т.
д. 00 в семейном общежитии. Данный факт в судебном заседании был подтвержден заявителем, с которым согласился и представитель должностного лица, он же председатель жилищно-бытовой комиссии.

Согласно выписке из домовой книги от 9 апреля 2010 года Г. зарегистрирована и проживает совместно со своим супругом и двумя детьми в трех комнатах общей площадью 12,5 кв. м., 12,3 кв. м. и 10,3 кв. м. соответственно, в семейном общежитии расположенном по адресу: г. Новосибирск, ул. Т. д. 00.

В соответствии с Распоряжением Администрации Новосибирской области от 23 июня 2005 года N 199-р “Об отдельных мерах по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации“ органам местного самоуправления рекомендовано установить учетную норму площади жилого помещения в размере не менее 12 квадратных метров общей площади на человека.

Оценивая вышеизложенное и рассматривая законность действий жилищной комиссии войсковой части 0000, связанных с принятием решения об исключении ее из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также действий командира этой же войсковой части, утвердившего данное решение, суд усматривает со стороны коллегиального органа и воинского должностного лица нарушения действующего жилищного законодательства, так как в соответствии с вышеприведенными нормативными правовыми актами гражданами нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны лица являющиеся членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, а поскольку Г. проживает в семейном общежитии, которое не является отдельной квартирой, при этом на нее, супруга и двоих детей приходится 35,1 кв. м. жилой площади жилого помещения не имеющего статуса служебного жилья, что составляет на каждого из них
менее 12 кв. м. учетной нормы, установленной в Новосибирской области, то решение жилищно-бытовой комиссии от 22 января 2010 года о снятии Г. с учета нуждающихся в получении жилья в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является незаконным, а действия командира войсковой части 0000 утвердившего его неправомерными.

По изложенным выше основаниям, суд отвергает, как противоречащие действующему жилищному законодательству, доводы председателя жилищно-бытовой комиссии войсковой части 0000 и его же, как представителя командира указанной части, относительно того, что семейное общежитие, в котором зарегистрирована и проживает заявитель относится к категории служебного жилого помещения, каковым должна быть обеспечена категория военнослужащих по статусу к которым относится прапорщик Г., как заключившая контракт о прохождении военной службы после в 2003 году.

Кроме того, при вынесении решения суд также учитывает тот факт, что часть жилой площади комнат приходящаяся на Г. менее учетной нормы площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что жилищно-бытовая комиссия войсковой части 0000 приняв решение 22 января 2010 года о снятии заявительницы с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также командир этой войсковой части, утвердивший данное решение, действовали неправомерно, а поэтому суд признает заявление Г. обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ судебные расходы по делу, состоящие из суммы госпошлины, уплаченной заявителем в размере 200 рублей, суд полагает необходимым возложить на войсковую часть 0000.

Руководствуясь ст. 194 - 199 и 258 ГПК РФ
военный суд,

решил:

Заявление Г. признать обоснованным.

Действия жилищно-бытовой комиссии войсковой части 0000 связанные с принятием решения от 22 января 2010 года, протокол N 1, об исключении Г. из списка очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также действия командира войсковой части 0000 утвердившего таковое - признать неправомерными.

Обязать жилищно-бытовую комиссию войсковой части 0000 и командира этой же части отменить решение от 22 января 2010 года, протокол N 1, об исключении Г. из списка очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Судебные расходы по делу, состоящие из оплаченной заявителем государственной пошлины возложить на войсковую часть 0000, взыскав с нее в пользу Г. 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в десятидневный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий по делу

С.Н.ВОЙТКО