Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 02.03.2010 по делу N 3-3/10 О признании недействующим абзаца 2 пункта 2 Положения о служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), утв. постановлением Правительства РС(Я) от 21.05.2009 N 210, в части, устанавливающей, что служебные помещения специализированного жилого фонда РС(Я) не подлежат бронированию.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 2 марта 2010 г. по делу N 3-3/10

Верховный суд РС(Я) в составе председательствующего судьи Колесник Н.А., при секретаре Дудайти А.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске “2“ марта 2010 года гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) о признании п. 2, 9 Положения о служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 21.05.2009 N 210 противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора РС(Я) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 2 и п. 9 Положения
о служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 21.05.2009 N 210, указывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта субъекта РФ приняты с превышением полномочий органов государственной власти Республики Саха (Якутия).

В судебном заседании представитель Прокуратуры РС(Я) прокурор Александрова Ю.А. поддержала заявленные требования, дополнила требования о признании противоречащим федеральному законодательству указание в абзаце 2 п. 2 Положения о том, что служебный помещения не подлежат бронированию, т.к. в Жилищном кодексе РФ данная норма отсутствует, а также отказалась от оспаривания в абзаце 2 п. 2 Положения указания, о том, что служебное жилое помещение специализированного жилищного фонда не подлежит другим обременениям правами третьих лиц.

Представитель Правительства РС(Я) Алексеев П.В. и представитель Министерства имущественных отношений РС(Я) Садриевой Р.Р. с заявленными требованиями и.о. прокурора РС(Я) не согласились, считают, что принятый Правительством РС(Я) нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству, в силу закона собственник имеет право устанавливать дополнительные требования для наймодателя при заключении договоров найма, прокурором оспаривается Положение без учета характера жилого помещения, приводятся доводы, касающиеся правового регулирования жилья по договорам социального найма.

Заслушав пояснения представителя прокуратуры РС(Я) Александровой Ю.А., пояснения представителя Правительства РС(Я) Алексеева П.В., представителя Министерства имущественных отношений РС(Я) Садриевой Р.Р., исследовав материалы дела, прения сторон, Верховный суд РС(Я) считает заявление и.о. прокурора подлежащим удовлетворению в части.

21 мая 2009 г. Правительством Республики Саха (Якутия) было принято, и, в установленном порядке опубликовано в официальных средствах массовой информации, постановление об утверждении Положения о служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия).

Предметом правового регулирования постановления являются общественные отношения в области реализации субъектом Российской
Федерации своих полномочий в сфере обеспечения конституционного права граждан на жилище.

Частью 6 статьи 5 ЖК РФ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 21 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 06.10.1999 N 184-ФЗ высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека.

Таким образом, Положение о служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), утвержденное постановлением Правительства РС(Я) от 21.05.2009 N 210, принято в пределах полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации, а также в пределах компетенции Правительства Республики Саха (Якутия), как исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

И.О. прокурора РС(Я) оспариваются п. 2 и п. 9 Положения о служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 21.05.2009 N 210, в связи с их противоречием федеральному законодательству.

Так, п. 2 Положения определено, что служебные жилые помещения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, не подлежат бронированию, обмену, переустройству, перепланировке, а также не подлежат другим обременением правами третьих лиц, за исключением передачи таких помещений по договорам найма служебного жилого помещения.

И.о. прокурора РС(Я) оспаривая данный пункт Положения
указывает, что полномочия субъектов Российской Федерации ограничены определением порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации, осуществлением контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, исходя из положений п. 10 ст. 12 и п. 2 ст. 13 Жилищного кодекса РФ.

Запрет на переустройство или перепланировку жилых помещений специализированного жилого фонда, а также на другое его обременение правами третьих лиц Жилищным кодексом Российской Федерации либо иными правовыми актами Российской Федерации не установлен.

Пунктом 13 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25, установлена обязанность нанимателя специализированного жилого помещения не производить переустройство и (или) перепланировку жилого помещения в нарушение установленного порядка. Согласно условиям Типового договора найма служебного жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 наниматель обязан соблюдать при переустройстве и перепланировке жилого помещения требования, установленные Жилищным кодексом Российской Федерации.

Исходя из этого, и.о. прокурора РС(Я) считает, что допускается возможность осуществления переустройства и перепланировки служебного жилого помещения по инициативе нанимателя при условии соблюдения порядка их проведения, предусмотренного законодательством, и, поэтому п. 2 Положения, устанавливая запрет на проведение переустройства или перепланировки служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также их иного обременения правами третьих лиц вступает в противоречие с федеральным законодательством и подлежит отмене.

Данный довод прокурора суд считает не обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать
свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Таким образом, для проведения переустройства и перепланировки жилых помещений изначально необходимо решение собственника, что установлено в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ и ч. 2 и ч. 3 ст. 29 ЖК РФ, которыми законодатель определил круг лиц, которые могут быть заявителями о переустройстве или перепланировке жилого помещения и которые будут нести ответственность в случае самовольного переустройства или самовольной перепланировки жилого помещения. Именно к ним относится собственник жилого помещения. При этом наниматели по договору найма специализированного жилого помещения с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения в орган, осуществляющий согласование, могут обращаться только в том случае, если уполномочены на это собственником.

Правительство Республики Саха (Якутия) в соответствии со статьей 11 Закона Республики Саха (Якутия) от 27.01.2005 203-З N 411-III “Об управлении государственной собственностью Республики Саха (Якутия)“ обладает полномочиями по управлению государственной собственностью в Республике Саха (Якутия).

В этой связи, в п. 2 Положения обоснованно определяет, что служебные жилые помещения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) не подлежат переустройству и перепланировке, и, в дальнейшем этот запрет устанавливается как для наймодателя так и для нанимателя, что соответствует п.п. 4 п. 7 Типового договора найма служебного жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 “Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений“, которыми установлен запрет для “нанимателя“ на самовольное переустройство или перепланировку жилого помещения.

Пунктом 10
ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений.

Согласно ст. 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 13 ЖК РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

В этой связи, установление в п. 2 Положения запрета на проведение переустройства или перепланировки служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда, является обоснованным и правомерным, т.к. оспариваемым прокурором п. 2 данного Положения, иные условия, порядок переустройства и перепланировки жилых помещений, определенных федеральным законодательством, Правительством Республики Саха (Я) не устанавливаются.

Также, согласно ч. 2 ст. 209 ГК РФ, регулирующей содержание права собственности, не обоснован довод заявителя о противоречии федеральному законодательству пункта 2 оспариваемого Положения, в части установления запрета обременения служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) правами третьих лиц.

Вместе с тем, суд считает обоснованным дополнительно заявленное прокурором требование о признании противоречащим федеральному законодательству указание в абзаце 2 п. 2 Положения о служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 21.05.2009 N 210, в части установления запрета на бронирование служебного помещения.

Основания и порядок бронирования жилых помещений был предусмотрен в ст. 62 ЖК РСФСР. В связи с принятием с 1
марта 2005 г. Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РСФСР признан утратившим силу, а в Жилищном кодексе РФ данная норма отсутствует. Следовательно, указание в оспариваемом Положении на запрет бронирования, равно как и на возможность бронирования служебного жилого помещения в специализированном жилищном фонде РС(Я) противоречит федеральному законодательству, подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению.

В пункте 9 Положения о служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 21.05.2009 N 210 определено, что наниматель служебного жилого помещения заключает договор на жилищно-коммунальное обслуживание служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) с государственным учреждением Республики Саха (Якутия) в течение пяти дней после заключения договора найма служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия).

И.о. прокурора Республики Саха (Якутия) оспаривается данное Положение по тем основаниям, что обязанность нанимателя служебного жилого помещения заключать договор на жилищно-коммунальное обслуживание с государственным учреждением, учрежденным субъектом Российской Федерации федеральными законами не предусмотрена, в силу ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 67 ЖК РФ, а также постановления Правительства РФ “Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных помещений“ от 26.01.2006 N 42, обязанность заключения договора на жилищно-коммунальное обслуживание служебного жилого помещения не может возлагаться на нанимателя жилого помещения. Обеспечение нанимателя коммунальными услугами, в том числе заключение договоров на оказание коммунальных услуг, является обязанностью наймодателя жилого помещения.

С доводами прокурора суд также не может согласиться, т.к. они основаны на нормах, касающихся договора социального найма, тогда как, на жилые помещения специализированного жилищного фонда, исходя из характера жилого помещения, заключается договор
найма служебного жилого помещения.

К пользованию служебными жилыми помещениями по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, закрепляющие права и обязанности наймодателя и нанимателя.

При этом, в силу пункта 4 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества, а наниматель, в свою очередь - своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги на основании пункта 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса РФ.

Пунктом 6 Положения о служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 21.05.2009 N 210 определено, что собственник - государственный орган по управлению государственным имуществом РС(Я), закрепляет его на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными учреждениями или за государственными предприятиями РС(Я).

Согласно пункту 7 Положения орган государственной власти Республики Саха (Якутия), государственное унитарное предприятие Республики Саха (Якутия), государственное учреждение Республики Саха (Якутия) организует содержание и эксплуатацию служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), в том числе заключает с гражданином договор на жилищно-коммунальное обслуживание служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном законодательством и настоящим Положением.

Таким образом, исходя из содержания данных пунктов Положения, следует, что договор на жилищно-коммунальное облуживание служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) заключается нанимателем с государственным учреждением Республики Саха (Якутия) в порядке, установленном законодательством.

Согласно подпункту 12 пункта 7 Типового договора найма служебного жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от 26.01.2006 N 42, наниматель несет иные обязанности, предусмотренные законодательством, а поскольку, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, то определение в пункте 9 Положения такой обязанности нанимателю не противоречит федеральному законодательству, поскольку его реализация будет осуществляться по смыслу пункта 7 Положения в порядке установленном законодательством.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 7 пункта 14 Типового договора найма служебного жилого помещения, подпункт 7 в пункте 13 отсутствует.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 13 Типового договора найма служебного жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, наймодатель обязан обеспечивать предоставление нанимателю коммунальных услуг, именно в этих целях в пункте 9 Положения установлена обязанность нанимателя заключать договора на жилищно-коммунальное обслуживание с государственным учреждением Республики Саха (Якутия), с которым наниматель будет состоять в трудовых отношениях.

Анализируя доказательства в их совокупности, суд считает, что заявление и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) по оспариванию п. 2 и п. 9 Положения о служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 21.05.2009 N 210, подлежат удовлетворению в части установления запрета на бронирование служебного помещения, закрепленного в абзаце 2 п. 2 Положения о служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 21.05.2009 N 210, как противоречащего федеральному законодательству.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, ст. 253 ГПК РФ Верховный Суд РС(Я),

решил:

Заявление и.о. прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворить частично.

Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу абзац 2 п. 2
Положения о служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 21.05.2009 N 210 в части, устанавливающей, что служебные помещения специализированного жилого фонда РС(Я) не подлежат бронированию.

Сведения о принятом решении опубликовать в официальных средствах массовой информации после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.

Председательствующий

Н.А.КОЛЕСНИК