Решения и определения судов

Определение Новосибирского областного суда от 24.02.2010 N 33-1013/2010 Решение суда об отмене решения избирательной комиссии и возложении на нее обязанности зарегистрировать ответчика в качестве кандидата на должность главы рабочего поселка отменено, поскольку количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, составляет менее одного процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования.

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 февраля 2010 г. по делу N 33-1013/2010

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Решетниковой Т.М.

судей Петруниной И.Н., Лимановой Н.П.

при секретаре Шишкиной О.С.

с участием прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Трифоновой М.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 24 февраля 2010 г. дело по заявлению кандидата на должность главы рабочего поселка Краснозерское Б. об отмене решения N 8/1 избирательной комиссии рабочего поселка Краснозерское от 04 февраля 2010 г. “Об отказе Б. в регистрации кандидатом на должность Главы рабочего поселка Краснозерское“ с кассационной жалобой избирательной комиссии рабочего поселка Краснозерское на решение Краснозерского районного суда Новосибирской области
от 15 февраля 2010 г., которым отменено решение избирательной комиссии рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области N 8/1 от 04 февраля 2010 г. об отказе Б. в регистрации кандидатом на должность Главы рабочего поселка Краснозерского района Новосибирской области, с возложением на избирательную комиссию обязанности немедленно по вступлению решения суда в законную силу зарегистрировать Б. в качестве кандидата на должность Главы рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Решетниковой Т.М., пояснения представителей избирательной комиссии р.п. Краснозерское С. и П., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора отдела прокуратуры Новосибирской области Трифоновой М.К. об отмене решения суда и отказе в удовлетворении заявления Б., судебная коллегия

установила:

решением N 8/1 избирательной комиссии рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области от 04 февраля 2010 г. отказано Б. в регистрации кандидатом на должность главы поселка Краснозерское на основании пункта 7 части 7 статьи 34 Закона Новосибирской области “О выборах глав муниципальных образований“ в связи с признанием недействительными 34,4% подписей избирателей от общего количества подписей избирателей, представленных в избирательную комиссию.

С решением избирательной комиссии не согласился Б., в заявлении в суд указал, что из 33 недействительных подписей установленных избирательной комиссией, 29 признаны недействительными незаконно, просил отменить решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидатом и обязать комиссию зарегистрировать его кандидатом на должность главы рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области.

Краснозерским районным судом заявление Б. удовлетворено.

В кассационной жалобе избирательная комиссия рабочего поселка Краснозерское ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно подпункту “д“ пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление 10 и более процентов достоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Аналогичное основание для отказа в регистрации кандидата предусмотрено подпунктом 7 пункта 7 статьи 34 Закона Новосибирской области от 20.04.2007 г. N 99-ОЗ “О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области“.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Закона Новосибирской области N 99-ОЗ количество подписей, необходимое для регистрации кандидата составляет 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не менее 10 подписей.

Как установлено судом первой инстанции, на 15 избирательных округах р.п. Краснозерское зарегистрировано 8884 депутата и для регистрации кандидата необходимо 89 подписей избирателей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Новосибирской области N 99-ОЗ количество представленных для регистрации кандидата собранных в его поддержку подписей может превышать количество подписей, необходимых для регистрации, но не более чем на 10 процентов.

Для Б. количество подписей, представленных для регистрации должно составить не более 98 подписей.

Б. представил в избирательную комиссию 9
подписных листов, которые содержали 96 подписей избирателей.

04 февраля 2010 г. решением N 8/1 избирательной комиссии р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области было отказано Б. в регистрации кандидатом на должность Главы р.п. Краснозерское.

Основанием отказа указано признание недействительными 33 подписи или 34,4% подписей избирателей, что является основанием к отказу в регистрации по пункту 7 части 7 статьи 34 Закона Новосибирской области “О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области“.

В ведомости проверки подписных листов, составленной рабочей группой по проверке подписей в подписных листах указаны нарушения, которые имели место по мнению членов рабочей группы.

В судебном заседании заявитель согласился с выводами избирательной комиссии, что недействительными признаны 4 подписи, а именно: подписной лист 2 строки 6, 7, 8; лист 3 строка 9, и проверка выводов комиссии по этим подписям судом не производилась, что отражено в решении.

Представитель избирательной комиссии согласился с доводами заявителя, что подпись избирателя Х. - лист 1 строка 2, дважды учтена комиссией как недействительная.

С учетом пояснений сторон, судом проводилась проверка в отношении 28 подписей избирателей (лист 1 строки 1 - 9; лист 2 - строка 4; лист 3 строки 2, 6, 10; лист 4 строка 1; лист 5 строки 2, 5; лист 7 строки 1 - 11; лист 8 строка 9).

Судебная коллегия считает обоснованным выводы суда первой инстанции в отношении вышеуказанных подписей избирателей в подписных листах, кроме подписей избирателей: Т. (подписной лист 5 строка 2), Е. (подписной лист 4 строка 1), Ч. (подписной лист 2 строка 4).

Подпись избирателя Ч. (подписной лист 2 строка 4) обоснованно была признана избирательной комиссией недействительной, так как имеется исправление
в дате внесения подписи избирателя, которое не оговорено избирателем или лицом, осуществляющим сбор подписей и вывод суда первой инстанции, о преклонном возрасте избирателя и неаккуратном указании даты внесения подписи не может быть принят во внимание, так как не освобождает кандидата от проверки подписных листов и удостоверения всех внесенных изменений. С учетом изложенного, избирательная комиссия р.п. Краснозерское обоснованно признала данную подпись недействительной по пункту 5 части 8 статьи 33 Закона Новосибирской области “О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области“.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что избирательной комиссией также обоснованно была признана недействительной подпись Е. (подписной лист 4 строка 1), так как имеется исправление в дате внесения подписи избирателя, а именно год внесения подписи, и данное исправление не оговорено избирателем. Оснований для ссылок на возраст избирателя и неаккуратное внесение сведений, как указывает суд первой инстанции, в данном случае нет.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции в отношении подписи избирателя Т. (подписной лист 5 строка 2) о допущенных помарках и исправлениях в адресе места жительства избирателя, с учетом понятия термина “исправления“ по словарю современного русского языка под редакцией В.В. Лопатина, не могут быть приняты во внимание, так как противоречат положениям Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ и Закона Новосибирской области “О выборах глав муниципальных образований в Новосибирской области“.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.

Основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации определены в Федеральном
закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ “Об основных гарантиях и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, который в соответствии с пунктом 2 части 1 имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 44 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, а не подпункт 44 пункта 1 статьи 3.

В соответствии с подпунктом 44 пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 67-ФЗ недействительной является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

В подписи избирателя Т. (подписной лист 5 строка 2) в написании адреса места жительства избирателя, а именно улицы, имеются исправления, не отмеченные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, что препятствует однозначному восприятию этих сведений, что явилось основанием для признания подписи недействительной избирательной комиссией по пункту 6 части 8 статьи 33 Закона Новосибирской области N 99-ОЗ.

В отношении подписного листа N 1, который удостоверен подписью лица производящего сбор подписей - П., суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы избирательной комиссии, что сведения о лице, производящем сбор подписей не соответствуют действительности, поскольку сведения о лице, производящем сбор подписей внесены рукописным способом, без использования карандаша, разборчивым почерком. При этом особенности почерка данного лица, не препятствуют однозначному восприятию фамилии данного лица как “П.“, а не “П.“, как указала избирательная комиссия, проверяя сведения в отношении данного лица.

Также судебная коллегия соглашается с выводами суда в отношении подписей избирателя на листе 3: строка 4 - П. и строка 10 - К., поскольку, фамилия избирателя указана “П.“, а не “П.“
и имя избирателя “А.“, а не “А.“.

При этом оценивая почерк лица, производившего сбор подписей в подписных листах 1, 3, которое также вносило сведения об избирателях в данные подписные листы, суд делает вывод об особенностях почерка путем сопоставления с данными других избирателей, сведения о которых также вносились П. и подписи которых признаны избирательной комиссией действительными.

Удовлетворяя требования заявителя в отношении признания действительными подписей избирателей, содержащихся в подписном листе N 7 в количестве 11 подписей, суд первой инстанции приходит к выводу, что дата в заверения подписного листа, лицом, осуществляющим сбор подписей “2010“ не препятствует однозначному восприятию указанных данных и не является исправлением по своей сути.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает, что они соответствуют данным, указанным в подписных листах, которые обозревались при рассмотрении дела, а также соответствуют требованиям пункта 10 части 8 статьи 33 Закона Новосибирской области N 99-ОЗ, согласно которого не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.

Также судебная коллегия считает обоснованным выводы суда в отношении отклонения выводов избирательной комиссии по подписям избирателей: лист 1 строка 2 - отчество избирателя Х.; лист 8 строка 9 - дата внесения подписи избирателем Ш., поскольку написания в отчестве Х. и даты внесения подписи Ш., не содержат исправлений, которые позволяют в соответствии с требованиями пунктами 5, 6 части 8 статьи 33 Закона Новосибирской области N 99-ОЗ признать данные подписи недействительными.

Из 26 подписей избирателей, которые признаны судом первой инстанции действительными, судебная коллегия считает подлежат исключению
3 подписи избирателей: Т. - подписной лист 5 строка 2, Ч. - подписной лист 2 строка 4, Е. - подписной лист 4 строка 1 по вышеприведенным в определении основаниям.

При этом количество действительных подписей составит 87, что является недостаточно для регистрации Б. в качестве кандидата на должность Главы р.п. Краснозерское, так как для регистрации в качестве кандидата требуется 89 подписей избирателей.

Решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решение об отказе в удовлетворении заявления Б. об отмене решения избирательной комиссии р.п. Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области N 8/1 от 04 февраля 2010 г. об отказе Б. в регистрации кандидатом на должность Главы рабочего поселка Краснозерское Новосибирской области.

Руководствуясь статьи 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Краснозерского районного суда Новосибирской области от 15 февраля 2010 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать Б. в удовлетворении требований об отмене решения избирательной комиссии рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области N 8/1 от 04 февраля 2010 г. об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы рабочего поселка Краснозерское.

Удовлетворить кассационную жалобу избирательной комиссии рабочего поселка Краснозерское Краснозерского района Новосибирской области.