Решения и определения судов

Решение Кемеровского областного суда от 02.02.2010 N 3-07/10 О признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.11.2008 N 520.

КЕМЕРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 2 февраля 2010 г. по делу N 3-07/10

Именем Российской Федерации Кемеровский областной суд:

в составе председательствующего Краевой Л.В.,

при секретаре П.Е.Ю.,

с участием прокурора Маслаковой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 2 февраля 2010 года дело по заявлению Г.В.Р. о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 520 “О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области“ в части установления размера удельного показателя и кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 42:30:0202017 0004, 42:30:0416002:0084, 42:30:05 05014:0004 в г. Новокузнецке,

установил:

Гулин В.Р., являясь собственником трех земельных участков, находящихся в г. Новокузнецке с кадастровыми номерами: 42:30:0202017:004,
ул. Карла Маркса, 20а, 42:30:04 16002:0084, проезд Томский, 17а, 19а, 42:30:05 05014:0004, Мурманская, 52, обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 520 “О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области“ в части установления размера удельного показателя и кадастровой стоимости, указанных земельных участков, ссылаясь на то, что при проведении оценки были нарушены п. 1.2, п. 2.2.1, п. 2.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39. Вид разрешенного использования земельных участков определен по старой терминологии, не было собрано достаточной и достоверной информации о рыночной стоимости земельных участков и объектов недвижимости. В результате кадастровая оценка была завышена, что привело к нарушению его права в сфере налогового законодательства уплачивать разумные налоги за земельные участки.

Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области не выполнены требования п. п. 9.5 и 13.4 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции “Организация проведения государственной кадастровой оценки земель“, утвержденного приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215.

Земельный участок с кадастровым номером 42:30:02020:0054 (предыдущий кадастровый номер 42:30:0202017:004), ул. Карла Маркса, 20а, площадью 1385 кв. м, отнесен к 5-му виду разрешенного использования (под общественную застройку) удельный показатель составил 4345,05 руб., кадастровая оценка - 6017894,25 руб.

Земельный участок с кадастровым номером 42:30:04 16002:0084, проезд Томский, 17а, 19а, площадью 3850 кв. м, отнесен к 9-му виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства,
материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), удельный показатель определен 5658,94 руб., кадастровая оценка составила 21786919,00 руб.

Земельный участок с кадастровым номером 42:30:05 05014:0004, Мурманская 52, 2056 кв. м, отнесен к 7-му виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии), удельный показатель определен 4817,79 руб., кадастровая оценка составила 9905376,24 руб. (л. д. 120 т. 1).

В судебное заседание заявитель не явился, о судебном заседании на 02 февраля 2010 года извещен надлежащим образом, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представители Коллегии Администрации Кемеровской области С.О.Н., Б.А.В. и Д.Е.А., действующие на основании доверенностей требования заявителя не признали, просили в удовлетворении заявления отказать, с заявленными требованиями не согласились.

Выслушав представителей Коллегии Администрации Кемеровской области, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Кемеровской области М.О.Г., полагавшей отказать в удовлетворении требования заявителя, суд не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 26 ГПК РФ областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.

В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим
закону полностью или в части.

На основании п. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

В соответствии с пунктами “в“ и “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8
апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли РФ по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (действовавшие в период проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области), приказом от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции “Организация проведения государственной кадастровой оценки земель“.

Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке
земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Из анализа положений Административного регламента следует, что только при условии соблюдения всех административных процедур государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной. Указанные нормы Административного регламента были соблюдены.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 “О государственной кадастровой оценке земель“ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 “Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель“ 04.06.2007 Коллегией Администрации Кемеровской области было принято распоряжение N 627 “О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области в 2007 году“ (л. д. 102 т. 1).

27 ноября 2008 года Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление N 520 “О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области“, которыми утверждены представленные Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Кемеровской области удельные показатели кадастровой стоимости и результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Кемеровской области согласно приложению к настоящему постановлению, которые применяются с 01.01.2009 (л. д. 95 - 101 т. 1).

В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что оспариваемый нормативный правовой акт принят правомочным органом, с соблюдением требований федерального законодательства и с соблюдением порядка принятия и введения в действие нормативного правового акта.

Высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области является Коллегия Администрации Кемеровской области (ст.
9 Устава Кемеровской области).

На основании п. 3 ст. 9 Закона Кемеровской области “О Коллегии Кемеровской области“ Коллегия Администрации Кемеровской области наделена полномочиями издания постановлений, распоряжений и обеспечения их исполнения.

Губернатор Кемеровской области обнародует законы Кемеровской области путем их подписания (ст. 46 Устава Кемеровской области).

В соответствии с п. п. 1 и 2 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области N 218 “Об официальном опубликовании актов Губернатора Кемеровской области, актов Коллегии Администрации Кемеровской области и актов исполнительной власти Кемеровской области“ N 218 от 10.06.2008 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области подлежат обязательному официальному опубликованию. Официальным источником опубликования являются областная массовая газета “Кузбасс“, сборник “Информационный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области“ и сайт “Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области“.

Текст постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 520 “О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области“ опубликован в газете “Кузбасс“ N 223 от 04.12.2008 (л. д. 69 т. 1) без приложения. Полный текст постановления с приложением опубликован 13 августа 2009 года, что подтверждено выпиской из электронного бюллетеня Коллегии Администрации Кемеровской области (л. д. 68 т. 1).

Коллегией Администрации Кемеровской области при принятии оспариваемого нормативного правового акта были соблюдены административные процедуры, установленные в п. 4 Административного регламента.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 25.08.1999 N 945 “О государственной кадастровой оценке земель“, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 “Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель“ 04.06.2007 Коллегией Администрации Кемеровской области было принято распоряжение N 627 “О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области в 2007 году“. Были созданы областная и межведомственные
комиссии муниципальных образований“ (л. д. 102 т. 1).

Были подготовлены документы, регламентирующие проведение государственной кадастровой оценки земель в Кемеровской области; был сформирован перечень подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; был выбран исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков - ФГУП ФКЦ “Земля“, с которым был заключен государственный контракт (л. д. 104 - 107 т. 1) и было выдано техническое задание (л. д. 108 - 110).

Осуществлялся контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков (л. д. 152 - 156 т. 1).

Была проведена проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков. 14.08.2008 на заседании областной комиссии по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценки земель были согласованы результаты кадастровой оценки всех населенных пунктов Кемеровской области, и материалы были направлены для проведения экспертизы (л. д. 111 - 112 т. 1).

Управление Роснедвижимости по Кемеровской области произвело предварительную проверку Отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков 11 ноября 2008 года, было принято решение, что Отчет соответствует техническому заданию (л. д. 114 т. 1).

Роснедвижимость рассмотрела указанный Отчет и признала, что он соответствует Методическим указаниям, что было отражено в акте проверки (л. д. 116 т. 1).

Результаты государственной кадастровой оценки земель были представлены органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение. Результаты государственной кадастровой оценки земель были утверждены органом исполнительной власти Кемеровской области - Коллегией Администрации Кемеровской области.

Доводы заявителя о признании недействующим оспариваемого нормативного правового акта по мотиву нарушения Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области п. 9.5 и 13.4 Административного регламента не могут служить основанием к удовлетворению заявления.

Пункт 9.5 Административного регламента возлагает на
Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации производить проверку представленного исполнителем работ Отчета на соответствие его состава условиям технического задания. Как указано было выше, эта обязанность Управлением Роснедвижимости по Кемеровской области выполнена.

Пункт 13.1 Административного регламента возлагает на Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществлять разъяснение результатов последней кадастровой оценки земель.

Согласно п. 13.4 Административного регламента разъяснение производится на основании письменных и устных обращений лиц, права и обязанности которых затрагиваются.

Действия Управления Роснедвижимости по Кемеровской области не могут быть рассмотрены в порядке нормоконтроля в соответствии с главой 24 ГПК РФ по данному делу.

Ознакомившись с оспариваемым постановлением и приложением к нему, суд приходит к выводу, что оно противоречит требованиям пунктов 1.2, 2.2.1 и 2.2.5 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Пункт 1.2 Методических указаний позволяет определять кадастровую стоимость земельных участков в зависимости от видов разрешенного использования.

Земельный участок с кадастровым номером 42:30:02020:0054 (предыдущий кадастровый номер 42:30:0202017:004), ул. Карла Маркса, 20а, площадью 1385 кв. м, отнесен к 5-му виду разрешенного использования (для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания).

Земельный участок с кадастровым номером 42:30:04 16002:0084, проезд Томский, 17а, 19а, площадью 3850 кв. м, отнесен к 9-му виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).

Земельный участок с кадастровым номером 42:30:05 05014:0004, Мурманская 52, 2056 кв. м, отнесен к 7-му виду разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии).

По указанным видам разрешенного использования земельные
участки прошли кадастровую оценку(л. д. 120 т. 1).

Довод заявителя об отмене постановления в связи с неправильным установлением вида разрешенного использования указанным выше участкам не может служить основанием к удовлетворению заявления.

Механизм исчисления кадастровой стоимости земельного участка с использованием среднего удельного показателя кадастровой стоимости по виду разрешенного использования в пределах кадастрового квартала предусмотрен Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12 августа 2006 года N 222.

Представитель Коллегии Администрации Кемеровской области Б.А.В. пояснила, что ВРИ земельных участков был установлен на основании имеющихся документов о праве собственности заявителя на указанные земельные участки. Никаких изменений в отношении указанных участков не происходило.

Из копий договоров купли-продажи и свидетельств о праве собственности усматривается, что земельные участки были поставлены на кадастровый учет с определенным видом разрешенного использования.

При таких обстоятельствах Гулин не лишен возможности обратиться в Управление Роснедвижимости по Кемеровской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования.

По мнению заявителя, Коллегия Администрации Кемеровской области и Управление Роснедвижимости по Кемеровской области при принятии оспариваемого нормативного правового акта должны были проверить точность определения вида разрешенного использования земельных участков. Этот довод Г.В.Р. является несостоятельным. Указанные выше нормативные правовые акты не возлагают обязанность на орган исполнительной власти субъекта РФ и Управление Роснедвижимости субъекта РФ по проверке Отчета на соответствие Методическим указаниям.

Доводы заявителя о нарушении п. 2.1.2 и п. 2.2.5 Методических указаний являются несостоятельными. Они фактически сводятся к тому, что при кадастровой оценке земель населенных пунктов было использовано недостаточное количество рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости, к допущению нарушений при проведении проверки результатов работ по кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области, к содержанию и форме отчета. При использовании рыночной информации не отражены конкретные цены сделок, предложений, поэтому информацию нельзя идентифицировать.

Как было указано выше распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 04.06.2007 N 627-р “О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области в 2007 году“, во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации “О государственной кадастровой оценке земель“ было принято решение о кадастровой оценки земель населенных пунктов в Кемеровской области, была создана областная комиссия по рассмотрению хода выполнения работ и результатов государственной кадастровой оценке земель и было рекомендовано создать межведомственные комиссии муниципальных образований (л. д. 151 т. 1).

Распоряжением администрации г. Новокузнецка 14.06.2007 была создана межведомственная комиссия по рассмотрению и согласованию материалов государственной кадастровой оценки земель г. Новокузнецка (л. д. 103 т. 1), был согласован состав факторов, влияющих на кадастровую оценку земель, и согласован перечень предприятий и учреждений, представляющих исходную информацию для проведения государственной кадастровой оценки земель (л. д. 75 - 80 т. 1) .

В подтверждение правильности расчетов кадастровой стоимости земельных участков суду были представлены: Отчет определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области на электронном и бумажном носителях (л. д. 121 - 160 т. 1) и отчеты об оценке рыночной стоимости гипотетических земельных участков, для земельных участков 5, 7 и 9 ВРИ в г. Новокузнецке Кемеровской области, выполненные субподрядчиком ООО “Группа комплексных решений“(л. д. 190 - 291 т. 1, л. д. 23 - 123 и 152 - 214 т. 2).

Из Отчета и приложений к нему усматривается, что город Новокузнецк по 9 ВРИ был отнесен к группе 6, (таблица 05 Приложение 7 к отчету л. д. 4а т. 2), по остальным ВРИ к группе 7 (л. д. 182 т. 1 и л. д. 129 т. 2).

Во исполнение положений п. 2.2.1 Методических указаний был произведен сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости. Был сформирован перечень источников рыночной информации, приведенный в таблице 6 приложения 7 (л. д. 130 - 131 т. 2).

В качестве источников информации были определены: официальные реестры, содержащие сведения о сделках с объектами недвижимости, находящиеся в ведении органов государственной власти и местного самоуправления; средства массовой информации, в том числе официальные сайты предприятий, организаций, размещающих объявления о рынке недвижимости; отчеты об оценке рыночной стоимости.

В отчете произведен статанализ рынка, что отражено в таблице 16 приложения 7 (л. д. 12 т. 2 л. д. 141а - 141б т. 2).

В отчете приведена исходная рыночная информация по всем ВРИ (л. д. 174 - 180 т. 1, л. д. 183 - 185 т. 1 и л. д. 132 - 139 т. 2). Была произведена проверка достоверности рыночной информации.

В целях определения достоверности собранной рыночной информации проводится ее статистический анализ (п. 2.2.5 Методических указаний). На основании статистического анализа рыночной информации определяется и устраняется информация об объектах-аналогах с выбросами в значениях рыночной стоимости и (или) значениях факторов стоимости, обеспечивается непротиворечивость и интерпретируемость рыночной информации, используемой для построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, проверяется репрезентативность выборки и выбираются факторы стоимости для построения статистических моделей.

К отчету приложены расчеты кадастровой стоимости земельных участков 5, 7 и 9-го видов разрешенного использования.

Была построена статистическая модель расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов, в том числе и по г. Новокузнецку, в порядке, определенном п. 2.2.1 Методических рекомендаций, с учетом рыночной стоимости объектов аналогов, ввиду недостаточности информации о рыночной стоимости. Статистически значимая модель была определена оценщиком, и подвергать ее сомнению у суда нет оснований.

Суд не согласен с доводами заявителя, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать рыночную стоимость участка.

Статья 66 Земельного кодекса РФ не содержит указаний на то, что кадастровая стоимость земельного участка не должна превышать рыночную стоимость.

Других оснований для признания нормативного правового акта недействующим суд не находит.

Из вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят правомочным органом в пределах своей компетенции с соблюдением федерального законодательства, в удовлетворении требований Гулину В.Р. следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать Г.В.Р. в удовлетворении заявления о признании недействующим и не подлежащим применению постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 27 ноября 2008 года N 520 “О государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Кемеровской области“ в части утверждения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по муниципальным районам (городским округам), результатов государственной кадастровой оценки земель в отношении земельных участков, находящихся в г. Новокузнецке с кадастровыми номерами: 42:30:0202017:004, ул. Карла Маркса, 20а, 42:30:04 16 002:0084, проезд Томский, 17а, 19а, 42:30:05 05 014:0004, Мурманская, 52.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Кемеровского областного суда

Л.В.КРАЕВА