Решения и определения судов

Постановление Новосибирского областного суда от 15.01.2010 N 44у-331 Постановление суда об освобождении от уголовной ответственности за убийство и применении принудительных мер медицинского характера отменено, дело направлено на новое рассмотрение, так как в нарушение ст. 441 УПК РФ суд не рассмотрел дело по существу.

НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2010 г. по делу N 44у-331

Президиум Новосибирского областного суда в составе:

Председательствующего Михайленко В.И.

членов президиума Приваловой Т.И., Артеменко А.В., Шишко Г.Н., Галаевой Л.Н., Гилмтдиновой О.М., Дроня Ю.И.

рассмотрев материалы дела по надзорному представлению заместителя прокурора Новосибирской области Афанасьева П.К. о пересмотре постановления Каргатского районного суда Новосибирской области от 24 марта 2009 года в отношении

С., которым она освобождена от уголовной ответственности за совершение общественно опасного деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ.

К С. применены принудительные меры медицинского характера в виде принудительного наблюдения и лечения в психиатрическом стационаре общего типа.

В кассационном порядке постановление суда не рассматривалось.

В надзорном представлении поставлен
вопрос об отмене судебного постановления с направлением дела на новое судебное рассмотрение.

Заслушав доклад судьи областного суда Тидви Л.А., объяснения адвоката Горбуновой М.К., мнение заместителя прокурора Новосибирской области Афанасьева П.К., поддержавшего доводы надзорного представления, президиум

установил:

постановлением следователя Коченевского межрайонного следственного отдела СК при прокуратуре РФ по НСО от 12.02.2009 года уголовное дело по обвинению С. в совершении запрещенного уголовным законом деяния, предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ, в период которого она не могла осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, было направлено в суд для применения принудительных мер медицинского характера.

Судом данный вопрос был решен на стадии предварительного слушания с вынесением указанного выше постановления.

В надзорном представлении заместитель прокурора Новосибирской области Афанасьев П.К. просит судебное постановление отменить в связи с нарушением судом требований уголовно-процессуального закона, поскольку уголовное дело в судебном заседании по существу не рассматривалось, доказательства, подтверждающие совершение С. запрещенного уголовным законом деяния, не исследовались, участники процесса, в том числе С. и ее законный представитель, не вызывались.

Судья назначил предварительное слушание по делу, ссылаясь на необходимость его прекращения в связи с применением принудительных мер медицинского характера, С. освобождена от уголовной ответственности на данной стадии. Между тем, оснований для проведения предварительного слушания, предусмотренных ст. 229 УПК РФ, у суда не имелось.

Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорного представления, президиум находит его подлежащим удовлетворению, а постановление суда - подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 441 УПК РФ рассмотрение уголовного дела производится в общем порядке с изъятиями, предусмотренными настоящей главой.

Судебное следствие начинается с изложения прокурором доводов о необходимости применения к лицу, которое
признано невменяемым или у которого наступило психическое расстройство, принудительной меры медицинского характера. Исследование доказательств и прения сторон проводятся в соответствии со статьями 274 и 292 настоящего Кодекса.

Как следует из представленных материалов, уголовное дело по обвинению С. в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ, 10.03.2009 года было направлено в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

16.03.2009 года постановлением судьи по делу было назначено предварительное слушание со ссылкой на наличие по делу оснований для его проведения - прекращение уголовного дела в связи с необходимостью применения принудительной меры медицинского характера.

24.03.2009 года в судебном заседании в отсутствие С. и ее законного представителя судом было вынесено постановление об освобождении С. от уголовной ответственности, предусмотренной ст. 105 ч. 1 УК РФ, с применением к ней принудительных мер медицинского характера в виде принудительного наблюдения и лечения в психиатрическом стационаре общего типа.

При этом данных о том, что уголовное дело рассматривалось по существу, судом исследовались доказательства, подтверждающие совершение С. запрещенного уголовным законом деяния, а также сведений об участии в судебном заседании С. и ее законного представителя, в материалах дела не имеется.

Нарушение судом указанных норм уголовно-процессуального закона является основанием для отмены судебного постановления с направлением дела на новое рассмотрение со стадии назначения судебного заседания.

Руководствуясь ст. ст. 407, 408 УПК РФ, президиум

постановил:

надзорное представление заместителя прокурора Новосибирской области Афанасьева П.К. удовлетворить.

Постановление Каргатского районного суда Новосибирской области от 24 марта 2009 года в отношении С. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе со стадии назначения судебного заседания.