Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010 по делу N А69-1812/2010 По делу о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности по организации и осуществлению перевозок пассажиров автобусами с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 ноября 2010 г. по делу N А69-1812/2010

Резолютивная часть постановления объявлена “09“ ноября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “15“ ноября 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бычковой О.И.,

судей: Дунаевой Л.А., Первухиной Л.Ф.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Сызранцевой И.А.,

без участия представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Республики Тыва от “01“ сентября 2010 года по делу N А69-1812/2010, принятое судьей Павловым А.Г.,

установил:

Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия
Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в арбитражный суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 01 сентября 2010 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным решением, Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить полностью и удовлетворить заявление о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В апелляционной жалобе Управление не согласилось с выводом суда первой инстанции о недоказанности события административного правонарушения.

Индивидуальный предприниматель Сарыглар А.Н. считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а жалобу не подлежащей удовлетворению по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу.

Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, индивидуальный предприниматель Сарыглар А.Н., извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, предпринимателем заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора по Красноярскому
краю, Республике Тыва и Республике Хакасия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя Сарыглар А.Н. по вопросу соблюдения лицензионных требований и условий лицензии АСС-17-000647, выданной на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек..

По результатам проверки составлен акт проверки N 7 от 28.07.2010, которым выявлены следующие нарушения требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, предусмотренных нормативными правовыми актами регламентирующими деятельность автомобильного транспорта:

- отсутствуют паспорта маршрутов N 9, N 30, N 30а, (п. 5.7.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27);

- отсутствует учет рабочего времени, не ведется табель учета рабочего времени (пункт 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27);

- не организовано проведение предрейсового медицинского осмотра водителей, путем заключения договора с организацией, имеющей лицензию (Федеральный закон “О безопасности дорожного движения“ пункт 1 статьи 20, пункт 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27).

Усмотрев в действиях предпринимателя состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 28.07.2010 N 003664.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края в соответствии с частью 3 статьи 23.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренной
частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно части 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, возлагается на орган или лицо, которые составили этот протокол, и не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Судом апелляционной инстанции установлено наличие соответствующих полномочий должностного лица административного органа на составление оспариваемого протокола о привлечении к административной ответственности.

Отказывая в удовлетворении требования о привлечении к административной ответственности, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом не доказано событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи
14.1 Кодекса.

Суд апелляционной инстанции считает такой вывод суда первой инстанции необоснованным ввиду следующего.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением, влечет наложение административного взыскания на должностных лиц в размере от трех до четырех тысяч рублей.

Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предприниматели, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, подлежит лицензированию.

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия (совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий) на основании статьи 2 названного Закона.

Пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 30.10.2006 N 637, предусмотрено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона “О безопасности дорожного движения“ владельцы автобусов обязаны организовать
проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов.

Согласно пункту 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 08.01.1997 N 2, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся, в том числе проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей; регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.

В случаях, когда водитель начинает рабочий день (смену) или заканчивает его вне производственных территорий владельца автобусов (при осуществлении междугородных перевозок, на маршрутах большой протяженности, специальных перевозок, при смене водителей на линии и т.п.), владелец автобуса обязан обеспечить проведение указанных медосмотров через автовокзалы, автостанции и иных юридических лиц, обладающих соответствующей базой (абзац 2 пункта 2.3.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами).

Обязанность организации обеспечивать прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в сроки, устанавливаемые Министерством здравоохранения Российской Федерации, в том числе организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, установлена и пунктами 3.3.1, 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ от 09.03.1995 N 27.

В нарушение указанных требований предприниматель не организовывал и не проводил межрейсовые медосмотры водителей.

Как следует из материалов дела, административным органом в ходе проверки лицензируемой деятельности предпринимателя установлено, что индивидуальный предприниматель Сарыглар А.Н. является владельцем автобуса марки ГАЗ-322132, государственный регистрационный знак АА 944 17 RUS, который используется с целью перевозки пассажиров.

Следовательно, в соответствии с вышеназванными лицензионными требованиями предпринимателем должно быть организовано проведение предрейсового медицинского осмотра водителей,
путем заключения договора с организацией, имеющей лицензию.

Учитывая изложенное, административный орган пришел к правильному выводу о том, что индивидуальным предпринимателем нарушены установленные лицензионные требования, не организовано проведение предрейсового медицинского осмотра водителей, путем заключения договора с организацией, имеющей лицензию.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 N 27, основными задачами организаций и водителей - предпринимателей по обеспечению безопасности дорожного движения являются, в том числе, обеспечение эксплуатации транспортных средств в технически исправном состоянии, обеспечение безопасных условий перевозок пассажиров и грузов.

Согласно п. 5.7.4 указанного Положения каждый водитель, выполняющий городские, пригородные, междугородные и туристские рейсы с пассажирами, должен быть обеспечен графиком движения на маршруте с указанием времени прохождения остановок, населенных пунктов и других ориентиров, схемой маршрутов с указанием опасных участков.

Согласно Положению об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденному Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 N 2, владелец автобуса обязан обеспечить водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути, составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков, а также разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами, что является неотъемлемой частью организации перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок пассажиров.

В отсутствие согласованного графика (расписания) движения по маршруту, а также схемы маршрута с указанием опасных
участков деятельность по осуществлению перевозок не может осуществляться.

Актом проверки от 28.07.2010 N 7 установлено, что паспорта маршрутов NN 9, 30, 30а отсутствуют.

В силу пункта 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 09.03.1995 N 27, режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

Согласно пунктам 3, 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 20.08.2004 3 15, особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.

Протоколом об административном правонарушении от 28.07.2010 N 003664 установлен факт того, что предприниматель осуществляет коммерческую деятельность по перевозке пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, а именно, не организовано проведение послерейсовых медицинских осмотров водителя; не ведется учет путевой документации; не ведется учет рабочего времени водителя.

В силу статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно положениям статьи 26.2
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Выявленные административным органом правонарушения образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Факт совершения данного правонарушения предпринимателем не оспаривается, выводы административного органа предпринимателем не опровергнуты.

В то же время, суд апелляционной инстанции приходит в выводу о том, что административным органом пропущен срок для привлечения к административной ответственности ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не может быть привлечен к административной ответственности по истечении двухмесячного срока (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Предусмотренный пунктом 1 статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по обстоятельствам, охваченным диспозицией
части 3 статьи 14.1. составляет три месяца и исчисляется согласно части 2 статьи 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с даты обнаружения административного правонарушения, то есть с 28 июля 2010 года.

Административное правонарушение, вменяемое предпринимателю, выявлено 28 июля 2010 года, то есть в день проведения проверки, следовательно, трехмесячный срок, установленный частью 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек 28 октября 2010 года.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Поскольку указанный срок является пресекательным и восстановлению не подлежит, то заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Тыва от “01“ сентября 2010 года по делу N А69-1812/2010 отменить, принять новый судебный акт.

В удовлетворении заявления Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия о привлечении индивидуального предпринимателя А.Н. Сарыглара к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение, в порядке пункта 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

О.И.БЫЧКОВА

Судьи:

Л.А.ДУНАЕВА

Л.Ф.ПЕРВУХИНА