Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.11.2010 по делу N А33-8303/2010 По делу о взыскании пени за просрочку доставки порожних вагонов, отправленных по железнодорожным накладным.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 ноября 2010 г. по делу N А33-8303/2010

Резолютивная часть постановления объявлена “27“ октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “03“ ноября 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Хасановой И.А.,

судей: Шошина П.В., Магда О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкреба К.В.,

при участии:

от ООО “Дальнефтетранс“ (истца): Федкович О.П. - представителя по доверенности от 22.07.2010 N 50, от ОАО “Российские железные дороги“ (ответчика): Субботиной Ю.В. - представителя по доверенности от 27.10.2009,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью “Дальнефтетранс“

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от “20“ августа 2010 года по делу N А33-8303/2010, принятое судьей Григорьевой М.А.,

установил:

общество
с ограниченной ответственностью “Дальнефтетранс“ (далее истец, ООО “Дальнефтетранс“) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“ в лице филиала - Красноярская железная дорога (далее ответчик, ОАО “РЖД“) о взыскании 40 332 рублей 60 копеек пени за просрочку доставки порожних вагонов.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20.08.2010 в иске отказано.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой полагает вынесенное решение незаконным и подлежащим отмене, поскольку:

- судом не исследован раздел 2 Правил перевозок опасных грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, телеграмма МПС РФ N ЦМКУ-17/36 от 29.04.2004, в которой разъясняется о принадлежности мазута топочного к опасным грузам только при добавлении к нему бензиновой фракции, телеграмма ОАО “РЖД“ N ЧМУ-17/166 от 20.10.2009 в которой разъяснено, что грузы, не являющиеся опасными в алфавитном указателе ППОГ имеют запись: “не подпадает под действие правил“;

- порожние вагоны из под неопасного груза не могут быть отнесены к опасным грузам, о чем свидетельствует отсутствие на спорных накладных знаков опасности ООН или отметки “Прочие опасные грузы“. Перевозчик при оформлении железнодорожных транспортных накладных в графе “срок доставки истекает“ указал 27.01.2010, т.е. без учета одних суток на опасный груз.

Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит вынесенное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указывая, что мазуты топочные относятся к прочим опасным веществам и срок доставки должен продлеваться на 1 сутки.

В судебном заседании истец и ответчик поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.

До начала исследования доказательств представитель ООО “Дальнефтетранс“ заявила ходатайство о приобщении к
материалам дела дополнительных доказательств, а именно: копии письма ЗАО “ЮТС“ от 15.10.2010 N 2/766, адресованного истцу.

Представитель ОАО “Российские железные дороги“ не возразила в отношении удовлетворения ходатайства представителя ООО “Дальнефтетранс“ о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.

Суд, совещаясь на месте, определил удовлетворить ходатайство представителя ООО “Дальнефтетранс“ и приобщить к материалам дела копию письма от 15.10.2010 N 2/766.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения спора, обстоятельства.

11 января 2010 года со станции Крабовая Дальневосточной железной дороги в адрес получателя - общества с ограниченной ответственностью “Дальнефтетранс“ на станцию назначения Уяр Красноярской железной дороги отправлены порожние цистерны, а именно N 51775104 по накладной N ЭЕ 072739, N 51368298, N 50989201 по накладной N ЭЕ 072760, N 50333863, N 50989524, N 50333871, N 50334457, N 51700318 по накладной N ЭЕ 073683 (л.д. 18-25).

В железнодорожных транспортных накладных N ЭЕ 072739, N ЭЕ 072760, ЭЕ 073683 указаны расстояния перевозки - 5215 км, дата истечения срока доставки вагонов 27.01.2010, а также размер платы за перевозку вагона.

Согласно штемпелю станции назначения, вагоны по железнодорожным транспортным накладным N ЭЕ 072739, N ЭЕ 072760, ЭЕ 073683 прибыли 28.01.2010.

Исходя из даты отправки - 11.01.2010, даты прибытия - 28.01.2010, расстояния 5215 км, нормы суточного пробега 400 км/сут., нормативного срока доставки - 16 дней, истцом установлена просрочка в доставке порожних цистерн 1 сутки. Пени рассчитаны исходя из стоимости платы за пользование вагонами в размере 40 332 руб. 60 коп.

Претензией от 04.03.2010 истец предложил перевозчику уплатить неустойку за несвоевременную доставку
порожних цистерн, отправленных по железнодорожным накладным N ЭЕ 072739, N ЭЕ 072760, ЭЕ 073683 на основании статей 33, 97 УЖТ РФ (л.д. 26).

ОАО “Российские железные дороги“ направило в адрес истца уведомление N НФЮ-170120 от 05.04.2010, где указало, что отсутствует просрочка в доставке груза по указанным накладным (л.д. 28).

В связи с отказом общества “Российские железные дороги“ от уплаты пени за просрочку доставки порожних цистерн, истец обратился с настоящим иском в суд.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иных правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц. В том числе гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Спорные правоотношения сторон возникли из обязательственных правоотношений по перевозке, урегулированных нормами главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно статье 793 Гражданского кодекса Российской Федерации за ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную этим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии со статьей 33 Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта“ перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.

Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик
уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 настоящего Устава обстоятельств.

Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом определяется Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС Российской Федерации от 18.06.2003 N 27 (далее - Правила), разработанными в соответствии со статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.1 Правил исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе “Календарные штемпеля“, в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе “Календарный штемпель перевозчика на станции отправления“.

Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5.1 Правил срок доставки увеличивается на двое суток на операции, связанные с отправлением - прибытием грузов.

Пунктом 5.12.1 Правил предусмотрено, что срок доставки увеличивается на 1 сутки при перевозке опасных грузов.

Срок доставки цистерн определен перевозчиком в транспортных железнодорожных накладных N ЭЕ 072739, N ЭЕ 072760, N ЭЕ 073683 - 27.01.2010. Ответчик с расчетом пени по накладным N ЭЕ 072739,
N ЭЕ 072760, N ЭЕ 073683 не согласен, указал, что срок доставки цистерн должен быть увеличен на 1 сутки в связи с перевозкой опасного груза.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от 06.10.2005 N 30 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ разъяснил, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. В частности, необходимо иметь в виду, что в случаях, когда сроки доставки грузов исчисляются исходя из норм суточного пробега, эти сроки увеличиваются на определенное количество суток в соответствии с пунктом 5 указанных Правил. Поэтому при взыскании пеней за просрочку доставки груза необходимо установить, были ли определены в накладной сроки доставки груза с учетом данного пункта. В случае, если срок доставки груза не был увеличен, ответственность перевозчика наступает только по истечении указанного в накладной срока, дополнительно увеличенного на соответствующее количество суток.

В соответствии с Правилами исчисления сроков доставки, утвержденных приказом МПС России N 27 от 18.06.2003 срок доставки, должен быть исчислен следующим образом: 14 суток на доставку в соответствии с п. 2.1 Правил; 2 суток в соответствии с п. 5.1. этих же правил - на операции, связанные с отправлением-прибытием грузов, а всего - 16 суток. Соответственно срок доставки цистерн, отправленных 11.01.2020 истекает 27.01.2010, о чем и сделана отметка в накладных.

Увеличение срока доставки на 1 сутки предусмотрено пунктом 5.12. Правил - при перевозке опасных грузов.

Согласно накладным N ЭЕ 072739, N ЭЕ 072760, N ЭЕ 073683 перевозились порожние цистерны
из под мазута топочного М-40, полностью слитых, зачищенных, но не промытых. В накладной N ЭЕ 072739 указана температура застывания мазута 25 градусов и проставлен код ООН 3082.

Судом первой инстанции не принят довод истца о том, что в данном случае 1 сутки не должны добавляться, так как мазут топочный не относится к опасным грузам, что следует из Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам, принятым на 50 заседании Совета по международному транспорту государств-участников Содружества, а также из паспорта продукции N 130.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протоколом от 05.04.1996 N 15 утверждены Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам. Согласно приложению N 2 к указанным Правилам мазут с температурой вспышки выше 91 градус “не подпадает под действие данных Правил“.

Министерство транспорта Российской Федерации в официальном разъяснении от 17 августа 2006 г. N АМ-22/5331 указало, что Правила являются нормативным правовым актом, регулирующим деятельность, связанную с перевозками опасных грузов по железным дорогам Российской Федерации, которым необходимо руководствоваться при подготовке осуществления перевозок опасных грузов, в том числе и во внутригосударственном сообщении.

В дело предоставлен паспорт продукции N 130 на Топочный мазут 40 вид III малозольный, с температурой застывания 25 градусов. В указанном паспорте температура вспышки в открытом тигле указана не ниже 90 градусов, фактически - 204 градуса (л.д. 30). Следовательно, указание
в железнодорожной накладной ЭЕ 072739 температуры застывания мазута М-40 25 градусов не свидетельствует об опасности данного груза.

В представленном в суд апелляционной инстанции письме от 15.10.2010 сообщено истцу, что ЗАО “ЮТС“ с октября 2009 осуществляет отгрузку только топочного мазута М40 с температурой вспышки 204 градуса, произведенного ООО “РН-Комсомольский НПЗ“ (паспорт продукции N 130 от 11.05.2010), который относится к неопасным грузам.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу об отнесении мазута топочного, с опасным грузам, и необходимости увеличения срока доставки порожних цистерн из под него на 1 сутки

Кроме того, требования к оформлению перевозочных документов на перевозку опасных грузов определены в разделе IV Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 25.

В соответствии с пунктом 4.4 Правил, при оформлении перевозочных документов на перевозку опасных грузов в собственных или арендованных цистернах грузоотправитель в графе 4 оборотной стороны накладной делает отметку “Вагон (котел) и арматура исправны и соответствуют установленным требованиям“.

Пунктом 4.6. Правил предусмотрено, что по полным перевозочным документам перевозятся порожние собственные или арендованные цистерны и бункерные полувагоны. При этом грузоотправитель проставляет в накладной соответствующие перевезенному в ней грузу штемпеля об опасности и номер аварийной карточки.

В представленных железнодорожных накладных указанные отметки отсутствуют, штемпеля об опасности с указанием номеров аварийных карточек не проставлены. Поэтому основания относить порожние цистерны к цистернам из под опасного груза отсутствовали.

Согласно статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле
доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.

Суд первой инстанции ссылаясь на приложение N 1 к Правилам перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума пришел к выводу о том, что мазут топочный является опасным грузом., ему присвоен номер ООН 3082. Вместе с тем, судом не учтено, что в соответствии с Алфавитным указателем опасных грузов, допущенных к перевозке железнодорожным транспортом, - Приложение N 2 к Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам, утвержденных Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества, протоколом от 05.04.1996 N 15, указанный вид топлива под номером ООН 3082 разделен на мазут с температурой вспышки выше 91 градус, который не подпадает по действие Правил и мазут с температурой вспышки не выше 91 градус, который отнесен к “Прочим опасным веществам“.

Телеграммой ОАО “РЖД“ от 20.10.2009 N ЦМУ-17/166 разъяснено, что в соответствии с принятыми на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества изменений и дополнений в Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам (далее - ППОГ) ряд грузов исключен из перечня опасных грузов. В целях правильного толкования в алфавитном указателе ППОГ грузы, не являющиеся опасными, имеют соответствующую запись: “не подпадает под действие правил“.

В отношении мазута с температурой вспышки выше 91 градус в приложении N 2 к указанным Правилам сделана именно такая запись.

Таким образом, поскольку груз прибыл на станцию назначения 28.01.2010, с просрочкой доставки цистерн на 1 сутки, требование истца
о взыскании штрафа заявлено обосновано и подлежало удовлетворению судом. Вывод о продлении срока доставки порожних цистерн из мазута топочного М-40 на 1 сутки сделан при отсутствии на то допустимых доказательств.

В соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы и иска относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от “20“ августа 2010 года по делу N А33-8303/2010 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Иск удовлетворить.

Взыскать с открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в пользу общества с ограниченной ответственностью “Дальнефтетранс“ 40 332 рубля 60 копеек пени за просрочку доставки порожних вагонов, а также 4000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежным поручениям N 79 от 08.09.2010 и N 1454 от 17.05.2010

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

И.А.ХАСАНОВА

Судьи:

О.В.МАГДА

П.В.ШОШИН