Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.10.2010 по делу N А69-1189/2010 По делу о признании незаконным решения агентства по управлению государственным имуществом субъекта РФ об отказе в заверении карты сведений о здании гаража как о федеральном объекте учета, обязании внести в реестр федерального имущества новые сведения о лице, обладающем правом на указанное федеральное имущество.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2010 г. по делу N А69-1189/2010

Резолютивная часть постановления объявлена “25“ октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен “25“ октября 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бычковой О.И.,

судей: Колесниковой Г.А., Первухиной Л.Ф.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва на решение Арбитражного суда Республики Тыва от “21“ июля 2010 года по делу N А69-1189/2010, принятое судьей Санчат Э.А.,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва обратилось в арбитражный суд с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по
управлению государственным имуществом по Республике Тыва о признании незаконным решения от 17.03.2010 N 2-517 об отказе в заверении карты сведений об объекте учета здания гаража, обязании внести в реестр федерального имущества сведений, включающих новые сведения о лице, обладающем правом на федеральное имущество.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва от “21“ июля 2010 года по делу N А69-1189/2010 заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с данным судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва обратилось в Третий Арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

Из апелляционной жалобы следует:

- собственником решения о закреплении за Управлением Министерства юстиции спорного объекта недвижимости не принималось;

- спорное здание гаража закреплено за Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва;

- заявителем при подаче заявления о внесении изменений в карту сведений об объекте учета, представлены документы на заведение новой карты.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основания, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва, извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили. Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Тыва заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Управление Министерства юстиции по
Республике Тыва образовано 30.07.2008 во исполнение приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 15.07.2008 N 143 с передачей части функций и полномочий от Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва и Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу.

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва от 01.09.2008 N 5-284, как уполномоченным органом по распоряжению федеральной собственностью утвержден акт приема-передачи нефинансовых активов, товарно-материальных ценностей.

27.10.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва на основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва от 01.09.2008 N 5-284 за Министерством юстиции зарегистрировано право оперативного управления на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, д. 17.

Для внесения сведений в реестр федерального имущества об объекте учета Управлением Министерства юстиции 04.02.2010 за исх. N 04-26-236 в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва представлены документы на вышеуказанный объект недвижимого имущества.

17.03.2010 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва принято решение N 2-517 об отказе в заверении карты сведений на спорный объект учета, с обоснованием, что правообладателем здания является Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва.

Управление Министерства юстиции по Республике Тыва, не согласившись с принятым решением, обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в
суд.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Из положений части 2 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо
вправе обжаловать ненормативные правовые акты государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании таких актов недействительными.

В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании недействительным ненормативного правового акта принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Третий арбитражный апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным ввиду следующего.

Порядок учета федерального имущества и порядок предоставления информации из реестра федерального имущества, а также иные требования, предъявляемые к системе учета федерального имущества, определены Положением об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 “О совершенствовании учета федерального имущества“.

Пунктом 2 Положения об учете федерального имущества определены основные понятия:

“учет федерального имущества“ - получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимом для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом;

“реестр федерального имущества“ - федеральная информационная система, представляющая собой организационно упорядоченную совокупность документов и информационных технологий, реализующих процессы учета федерального имущества и предоставления сведений о нем;

“правообладатель“ - федеральный орган исполнительной
власти (его территориальный орган) или иной федеральный орган государственной власти, федеральное государственное учреждение, федеральное автономное учреждение, федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на соответствующем вещном праве или в силу закона.

В соответствии с пунктом 8 Положения об учете федерального имущества реестр состоит из 3 разделов. В раздел 1 включаются сведения о федеральном недвижимом имуществе, в раздел 2 - о движимом имуществе и в раздел 3 - о лицах, обладающих правами на федеральное имущество и сведениями о нем.

Спорный объект имущества находится в собственности Российской Федерации.

Государственная регистрация права оперативного управления на нежилое здание, расположенное по адресу: г. Кызыл, ул. Ленина, д. 17, осуществлена с указанием Российской Федерации как собственника недвижимого имущества, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Тыва от 21.05.2010 от N 01/098/2010-358.

По общему правилу, предусмотренному главой II Положения, сведения об имуществе, приобретенном по договорам или иным основаниям, поступающем в хозяйственное ведение или оперативное управление в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вносятся в реестр федерального имущества правообладателем.

При изменении сведений об объекте учета, включая сведения о лицах, обладающих правами на федеральное имущество, предусматривается внесение в реестр федерального имущества новых сведений об объекте учета. Полномочие по внесению в реестр федерального имущества новых сведений об объекте учета также возлагается на правообладателя и на лицо, которому имущество принадлежало на соответствующем вещном праве.

Правообладателем согласно пункту 2 Положения является федеральный орган исполнительной власти (его территориальный орган) или иной
федеральный орган государственной власти, федеральное государственное учреждение, федеральное автономное учреждение, федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие или иное юридическое либо физическое лицо, которому федеральное имущество принадлежит на соответствующем вещном праве или в силу закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Необходимо отметить, что из смысла данной нормы гражданского законодательства следует, что законом, иными правовыми актами или решением собственника может быть установлен иной момент перехода имущества в оперативное управление учреждения.

Так, согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 2 и 4 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ право оперативного управления на недвижимое имущество возникает только после государственной регистрации этого права в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В качестве документа, подтверждающего возникновение права оперативного управления на спорный объект учета у Управления Министерства юстиции по Республике Тыва, является выданное Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва свидетельство о государственной регистрации права на соответствующее недвижимое имущество.

Следовательно, Управление Министерства юстиции по Республике Тыва имеет статус правообладателя, требуемый в соответствии с нормами Положения для внесения сведений в реестр федерального имущества об объекте учета, с момента государственной регистрации за Управлением права оперативного управления на спорный объект учета.

Решение собственника на передачу имущества Управлению Минюста в оперативное управление выражено путем издания им распоряжения от 01.09.2008 N 5-284
об утверждении акта приема-передачи. Акт приема-передачи составлен между Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва и Управлением Министерства юстиции по Республике Тыва.

Ссылка на акт приема-передачи имеется во всех регистрационных документах. Определением апелляционной инстанции от 07.10.2010 сторонам предложено представить акт приема-передачи нефинансовых активов, товарно-материальных ценностей, однако требование суда сторонами не исполнено, запрашиваемый документ не представлен.

Учитывая, что указанные основания возникновения за Управлением Минюста права оперативного управления на федеральное имущество судом не признаны недействительными, следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Управление Минюста, обладая статусом правообладателя федерального имущества, требуемым в соответствии с Положением, имело право обратиться в соответствующий территориальный орган для внесения в реестр федерального имущества сведений об объекте учета.

Согласно пункту 19 Положения об учете федерального имущества, территориальный орган в месячный срок со дня получения карт или соответствующих записей и копий документов, указанных в пунктах 14 - 16 настоящего Положения, обязан зарегистрировать их, внести запись в журнал учета документов, провести экспертизу документов правообладателя и по ее результатам принять одно из следующих решений:

а) о присвоении объекту учета постоянного реестрового номера федерального имущества и заверении карт сведений о нем или записей об изменениях сведений либо о прекращении права собственности Российской Федерации на имущество, если установлены подлинность и полнота документов правообладателя, а также достоверность и полнота содержащихся в них сведений;

б) об отказе в заверении карт сведений об объекте учета, если установлено, что представленное к учету имущество, в том числе право собственности Российской Федерации, на которое не зарегистрировано или не подлежит регистрации, не находится в собственности Российской Федерации;

в) о приостановлении процедуры учета, если
установлены неполнота и (или) недостоверность содержащихся в документах правообладателя сведений или у должностного лица территориального органа возникли сомнения в подлинности, полноте и (или) достоверности указанных документов и сведений, либо документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют установленным настоящим Положением и законодательством Российской Федерации требованиям.

Таким образом, данным нормативным правовым актом предусмотрен перечень действий, которые обязан совершить государственный орган при получении соответствующих документов.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, с целью внесения сведений в реестр об имуществе, принадлежащем заявителю на основании права оперативного управления, Управлением Министерства юстиции по Республике Тыва представлены в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва карты сведений об объекте учета в соответствии с формами реестра федерального имущества и другие необходимые документы, в соответствии с требованиями Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447.

В ответ на данное обращение письмом от 17.03.2010 N 2-517 ответчик сообщил заявителю о том, что правообладателем здания является Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Тыва на представленное к учету нежилое здание.

В письме указано, что в связи с изложенным процедура учета в отношении указанного объекта учета и внесения его в соответствующие разделы реестра федерального имущества не представляется возможным, в связи с тем, что правообладателем необходимо внести изменения в сведения об объекте учета, включающие новые сведения о новых правообладателях.

Поскольку, ни одно из предусмотренных приведенной нормой решений Территориальным управлением не принято, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва, выразившихся в отказе в
заверении карты сведений об объекте учета здания гаража, обязании внести в реестр федерального имущества сведений, включающих новые сведения о лице, обладающем правом на федеральное имущество.

Представленное письмо от 17.03.2010 N 2-517 по сути содержит решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Тыва об отказе в заверении карты 1.2. на нежилое здание, оспариваемое письмо отвечает признакам ненормативного правового акта, оспариваемый ответ является документом, затрагивающим права и законные интересы заявителя в экономической сфере деятельности.

Ссылка Территориального управления на пункт 15 Положения об учете, устанавливающий обязанности для правообладателей федерального имущества, возникших в результате реорганизации, не принимается судом апелляционной инстанции ввиду того, что Управление Министерства юстиции по Республике Тыва создано не в результате реорганизации, а образовано как вновь созданное юридическое лицо, приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 15.07.2008 N 143.

Объясняя причины отказа, в апелляционной жалобе Территориальным управлением приводится довод о представлении Управлением Минюста документов на заведение новой карты.

Суд апелляционной инстанции считает, что указанный довод необходимо расценивать как установление Территориальным управлением неполноты поступивших документов либо документы правообладателя по форме и содержанию не соответствуют требованиям Положения об учете, что является основанием для принятия решения о приостановлении процедуры учета в соответствии с пунктами 19, 33 Положения об учете. При таких обстоятельствах принятие Территориальным управлением решения об отказе в заверении карты сведений об объекте учета является неправомерным.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует Положению об учете федерального имущества, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 447 и нарушает права и законные интересы Управления Министерства юстиции по Республике Тыва.

При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции от 21 июля 2010 года и для удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Тыва от “21“ июля 2010 года по делу N А69-1189/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

О.И.БЫЧКОВА

Судьи:

Г.А.КОЛЕСНИКОВА

Л.Ф.ПЕРВУХИНА