Решения и определения судов

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.01.2010 по делу N А82-14543/2009-99 По делу о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 января 2010 г. по делу N А82-14543/2009-99

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Черных Л.И.,

судей Лобановой Л.Н., Хоровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой Е.В.,

без участия в судебном заседании представителей сторон,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе г. Ярославля

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.10.2009 по делу N А82-14543/2009-99, принятое судом в составе судьи Украинцевой Е.П.,

по заявлению Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе г. Ярославля

к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. br>
о взыскании 420 рублей,

установил:

Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе г.
Ярославля обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. 420 рублей финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.10.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Управление Пенсионного Фонда не согласилось с принятым судебным актом и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.

Заявитель апелляционной жалобы ссылается на пункты 5 и 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации и считает, что привлекаемое к ответственности лицо не было лишено возможности участия в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя; защитить свои интересы. Управление Пенсионного фонда полагает необходимым в рассматриваемой ситуации применить абзац 1 пункта 12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, который не обязывает отменить решение о привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. По мнению Управления Пенсионного фонда, судом не дана оценка фактам, которые показывают безразличное отношение Предпринимателя к допущенному нарушению, а именно: Предпринимателем не дано объяснение нарушения законодательства, не обжаловано решение о привлечении к ответственности и требование об уплате санкции, Предприниматель не явился в суд при рассмотрении данного дела.

Предприниматель отзыв на апелляционную жалобу не представила.

Управление Пенсионного Фонда и Предприниматель извещены о месте и времени слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили. Управление Пенсионного фонда просит рассмотреть дело без участия своего представителя.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в
отсутствие представителей сторон.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Наумова О.Ю. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 28.04.2005, а также зарегистрирована в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию.

Предприниматель 12.03.2009 представила в Управление Пенсионного фонда ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год (форма АДВ-11).

Управление Пенсионного фонда, выявив непредставление Предпринимателем в установленный статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ срок (до 1 марта 2008 года) сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2007 год, составило акт от 12.03.2009 N 2009/00033.

По результатам рассмотрения акта начальником Управления Пенсионного фонда принято решение от 01.04.2009 N 2009/00033 о привлечении Предпринимателя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, в виде штрафа в сумме 420 рублей.

В адрес Предпринимателя направлено требование от 01.04.2009 N 2009/00033 об уплате финансовой санкции в сумме 420 рублей в срок до 19.04.2009.

В связи с неисполнением Предпринимателем требования в установленный срок Управление Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьями 1, 11, 15, 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, пунктом 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 11.08.2004 N 79, пунктом
12 статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что Управлением Пенсионного фонда нарушены существенные условия рассмотрения материалов проверки, выразившиеся в необеспечении возможности страхователя представить объяснения по факту нарушения.

Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице предусмотренные указанным пунктом сведения.

В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ следует, что Федеральный закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании, а правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и осуществлением контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 167-ФЗ.

Специальными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен порядок привлечения к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, поэтому подлежат применению положения
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В соответствии со статьей 100.1 Кодекса дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса. Дела о выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса) рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.

Как видно из материалов дела, Предприниматель представила в Управление Пенсионного фонда ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2007 год (форма АДВ-11) с нарушением установленного в пункте 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срока.

В акте о нарушении законодательства и в решении Управления Пенсионного фонда о привлечении Предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, отсутствует указание о проведении проверки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2007 год, представленных Предпринимателем, о выявлении вменяемого правонарушения в ходе камеральной или выездной проверки, о рассмотрении дела в порядке, предусмотренном статьей 101 либо статьей 101.4 Кодекса.

При этом в акте имеется указание на то, что Предприниматель вправе представить в течение 10 дней с момента получения акта в Управление Пенсионного фонда возражения по акту, что соответствует порядку рассмотрения дела, предусмотренному статьей 101.4 Кодекса; в извещении Управления Пенсионного фонда от 12.03.2009 о месте и времени рассмотрения материалов дела Предпринимателю указано, что материалы по факту правонарушения будут рассмотрены в соответствии со статьей 101 Кодекса (то есть как правонарушения, выявленного в ходе проверки); в решении Управления Пенсионного фонда указано на вступление решения в силу со
дня его вынесения, что не соответствует порядку рассмотрения дела, предусмотренному статьей 101 Кодекса.

Таким образом, в рассматриваемом случае Управление Пенсионного фонда ссылалось и применяло положения, установленные в разных статьях (101 и 101.4 Кодекса) для соответствующего порядка рассмотрения дел; в акте и в решении не указало, в порядке какой статьи рассматривается дело и выносится решение о привлечении Предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 101 Кодекса акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса.

В пункте 6 статьи 100 Кодекса установлено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

В силу пунктов 7 и 8 статьи 101 Кодекса по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение. В решении о привлечении к ответственности за
совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.

В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Согласно пункту 5 статьи 101.4 Кодекса лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

По истечении срока, указанного в пункте
5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение (пункт 6 статьи 101.4 Кодекса).

В соответствии с пунктом 12 статьи 101.4 Кодекса несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.

Из материалов дела видно, что Управлением Пенсионного фонда составлен акт о выявленном правонарушении от 12.03.2009, который вручен Предпринимателю 12.03.2009. В акте Предпринимателю предложено представить свои объяснения и возражения в течение 10 дней с момента получения акта. В соответствии с положениями статьи 6.1 Кодекса 10-дневный срок представления объяснений и возражений истекал 26.03.2009. Согласно извещению от 12.03.2009, врученному Предпринимателю 12.03.2009, о времени и месте рассмотрения Управлением Пенсионного фонда материалов дела по факту правонарушения, установленного актом от 12.03.2009, рассмотрение материалов состоится 26.03.2009, в случае неявки представителя материалы будут рассмотрены в отсутствие Предпринимателя в соответствии со статьей 101 Кодекса, то есть в ином порядке. Рассмотрение материалов в порядке 101 Кодекса, как изложено выше, предусматривает 15-дневный срок представления возражений со дня получения акта, который истекал 02.04.2009. Решение о привлечении Предпринимателя к ответственности
вынесено Управлением Пенсионного фонда 01.04.2009, при этом доказательств, свидетельствующих об извещении Предпринимателя о том, что рассмотрение материалов проверки состоится 01.04.2009, не имеется.

Таким образом, рассмотрение материалов дела о привлечении Предпринимателя к ответственности по факту выявленного правонарушения назначено и осуществлено ранее истечения срока, установленного для представления возражений; Управление Пенсионного фонда не обеспечило возможность Предпринимателя представить свои объяснения и допустило нарушение существенных условий процедуры привлечения Предпринимателя к ответственности.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области обоснованно отказал Управлению Пенсионного фонда в удовлетворении заявленных требований о взыскании с Предпринимателя финансовых санкций в сумме 420 рублей.

Доводы Управления Пенсионного фонда не могут быть приняты во внимание как не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и приведенным положениям норм права; действия Предпринимателя не могут являться основанием для удовлетворения заявленных требований.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Пенсионного Фонда освобождено от уплаты государственной пошлины с апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.10.2009 года по делу N А82-14543/2009-99 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе г. Ярославля - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий

Л.И.ЧЕРНЫХ

Судьи

Л.Н.ЛОБАНОВА

Т.В.ХОРОВА