Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2010 N 15АП-10956/2010 по делу N А32-12872/2009 По делу о взыскании платы за пользование вагонами.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 ноября 2010 г. N 15АП-10956/2010

Дело N А32-12872/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2010 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ереминой О.А.

судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Войновым А.В.

при участии:

от истца - представитель Филина И.П. по доверенности от 08.12.2009 (участвовал до перерыва); представитель Строгонова Л.В. по доверенности от 08.12.2009; представитель Никифоров А.А. по доверенности от 08.12.2009;

от ответчика - представитель Касымская С.Н. по доверенности от 28.12.2010 (участвовал до перерыва); представитель Деревенец И.В. по доверенности от 01.02.2010;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО “Российские железные дороги“
в лице филиала “Северо-Кавказская железная дорога“ Краснодарское отделение на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2010 по делу N А32-12872/2009

по иску - ОАО “Российские железные дороги“ в лице филиала “Северо-Кавказская железная дорога“ Краснодарское отделение

к ответчику - ОАО “Туапсинский морской торговый порт“

о взыскание платы за пользование вагонами

принятое в составе судьи Огилец А.А.

установил:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице Краснодарского отделения филиала Северо-Кавказской железной дороги обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к открытому акционерному обществу “Туапсинский морской торговый порт“ о взыскании 3603 руб. 72 коп. платы за пользование вагонами.

Решением от 30.06.2010 в иске отказано.

Решение мотивировано тем, что акт общей формы, на основании которого произведен расчет платы за пользование вагонами, признан перевозчиком аннулированным. Вагон фактически отправлен не ранее 08.08.2008. В период простоя вагонов выставочные пути порта были свободны, доказательств невозможности подачи вагона по вине грузополучателя истцом не представлено.

Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что доказательства несвоевременной отправки груза по вине перевозчика в деле отсутствуют. Груз задержан в пути следования до истечения нормативного срока доставки груза. Акт N 2/281 от 24.08.2008, как двусторонний документ, не может считаться аннулированным по заявлению одной стороны. По мнению заявителя, факт задержки груза на промежуточной станции по причинам зависящим от грузополучателя подтвержден надлежащими доказательствами.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца жалобу поддержал.

Представитель ответчика доводы жалобы отклонил как несостоятельные по
основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании 19.10.2010 был объявлен перерыв до 25.10.2010 до 12 час. 20 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда.

После перерыва заседание продолжено с участием представителей сторон.

Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению подлежит по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, грузоотправитель - ОАО “Угольная компания “Кузбассразрезуголь“ 05.08.2008 предъявило ОАО “РЖД“ к перевозке в адрес грузополучателя - ОАО “Туапсинский морской торговый порт“ груз - уголь каменный в количестве 65300 кг насыпью в вагоне N 60953171 по дорожной ведомости N ЭТ204621 (т. 2 л.д. 54).

На промежуточной станции Гончарка СКЖД вагон на основании приказа N 145 от 18.08.2008 (т. 1 л.д. 20) задержан с 00 час. 59 мин 18.08.2008 по 00 час. 50 мин. 24.08.2008 по причине невыполнения технологических норм выгрузки грузополучателем, о чем составлен акт общей формы N 9 (т. 1 л.д. 18). Грузополучателю направлено извещение N 61 от 18.08.2008 (т. 1 л.д. 22).

Вагон отправлен со станции Гончарка 24.08.2008 в 00 час. 50 мин., о чем составлен акт общей формы N 11 от 24.08.2008 (т. 1 л.д. 19).

По факту задержки вагона на станции перевозчиком составлен акт общей формы N 1/281, подписанный представителем грузополучателя с разногласиями (т. 1 л.д. 17), и начислена плата за пользование вагоном.

В связи с отказом грузополучателя оплатить пользование вагоном, ОАО “Российские железные дороги“ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно статье 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и
кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ за время задержки вагонов в пути следования, в том числе и на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, последние вносят перевозчику плату за пользование вагонами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в случае прибытия груза с нарушением установленного срока доставки ответственность за несвоевременную доставку возникает у перевозчика, пока не будет доказано, что задержка произошла по вине грузополучателя.

Истец в обоснование своих требований ссылается на сообщение ОАО “Туапсинский морской торговый порт“ исх. N 06/10-591 от 13.08.2008 о форс-мажорных обстоятельствах, в котором указано на приостановлении работы бригадами докеров-механизаторов в порту и невыход основной части докеров на работу (т. 2 л.д. 37).

На основании данного сообщения, приказом N 145 от 18.08.2007 ОАО “Российские железные дороги“ временно отставило от движения поезд, следующий на станцию-назначения Туапсе-сортировочная до станции Гончарка (т. 1 л.д. 20). В приказе указано о необходимости составления акта общей формы на задержание в пути следования вагона с отметкой в перевозочных документах.

В соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС РФ N 45 от 18.06.2003,
акт общей формы составляется на станциях для удостоверения следующих обстоятельств: задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования; задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения; отказа или уклонения грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования и других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта (учетной карточки выполнения заявки на перевозку, накопительной карточки, акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов и других); других случаев, предусмотренных технологией работы.

Согласно пункту 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.03 N 26 и статье 39 Устава железнодорожного транспорта за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.

Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.

Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием
всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.

Перевозчиком на станции назначения о факте задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.

Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.

На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования (пункт 4.7 Правил).

Согласно представленному в материалы дела расчету плата за задержку вагонов составила 3603 руб. 72 коп. (т. 1 л.д. 16).

Как отмечено выше, груз передан к перевозке 05.08.2008, фактически отправлен не ранее 08.08.2008, на что указано в акте общей формы N 1/281.

В соответствии с пунктом 5.1 Приказа МПС РФ N 27 от 18.06.2003 на операции, связанные с отправлением и прибытием груза установлено 2 суток (т.е. одни сутки на отправление). Таким образом, вагоны до отправления поезда станцией формирования, принятые к перевозке в период с 31.07.2008 по 08.08.2008 простаивали на станции отправления
по причинам, зависящим от перевозчика.

Кроме того, вагон на промежуточной станции Гончарка задержан до истечения установленного срока на доставку груза - 18.08.2008. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что к моменту истечения предполагаемого срока доставки груза у грузополучателя отсутствовала возможность принять данный груз.

В названном выше письме о форс-мажорных обстоятельствах указано о невыходе на работу большинства докеров, однако, информация о приостановлении работы порта в данном письме не содержится.

Кроме того, в материалах дела имеются графики занятости выставочных путей ОАО “Туапсинский морской торговый порт“ из которых следует, что к сроку доставки вагона - 19.08.2008 у порта имелась возможность принять данный груз на своих выставочных путях (т. 1 л.д. 136 - 144).

В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пункт 3 названной статьи).

Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации грузоотправители, грузополучатели освобождаются от платы за пользование вагонами, контейнерами вследствие: обстоятельств непреодолимой силы, которые вызвали перерыв движения на железнодорожном подъездном пути, и иных обстоятельств, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов.

Термином “непреодолимая сила“ может быть обозначено обстоятельство, непредвидимое при условиях обычной хозяйственной деятельности, которое не может быть предотвращено при крайней степени заботливости и применении экономически допустимых средств, учета наступления которого невозможно требовать
от субъекта по причине частоты его наступления. Признание ситуации чрезвычайной служит подтверждением наличия соответствующего признака непреодолимой силы (признака чрезвычайности), но не признака непредвидимости и непредотвратимости.

Забастовка работников порта не является обстоятельством непреодолимой силы и не может служить основанием для приостановления деятельности порта, в том числе по разгрузке прибывших в его адрес вагонов.

В то же время, составленный перевозчиком в обоснование своих требований акт общей формы N 2/281 от 24.08.2008, на основании которого перевозчик производил расчет платы, признан аннулированным письмом N 413 от 15.09.2008 (т. 1 л.д. 74). Причины аннулирования акта общей формы в письме не указаны.

Акт общей формы, на основании которого производится взыскание, составлен перевозчиком в одностороннем порядке и передан ответчику 16.09.2008. В данном акте описание обстоятельств отличается от данных, указанных в первичном аннулированном документе.

Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС от 18.06.2003 N 45, не предусмотрено аннулирование актов и представление взамен аннулированных новых актов, такие первичные документы не могут являться основанием для финансовых расчетов.

Основанием для составления акта общей формы явилось невыполнение технических норм выгрузки грузополучателем, однако, как отмечено выше, перевозчиком не представлено доказательств невыполнения грузополучателем технических норм выгрузки вагонов. Заявки на остановку вагонов ОАО “Туапсинский морской торговый порт“ не подавало. Отстранение спорного вагона от движения на станцию назначения на промежуточной станции Гончарка произведено перевозчиком до истечения срока доставки - 18.08.2008 и не исключало своевременной доставки груза порту.

В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Указанные выше обстоятельства,
в их совокупности, по мнению суда апелляционной инстанции, позволяют сделать вывод об отсутствии вины в задержке вагонов на промежуточной станции и нарушении срока доставки груза по вине грузополучателя.

При таких условиях суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований, оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта суд апелляционной инстанции не усматривает.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.06.2010 по делу N А32-12872/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

ЕРЕМИНА О.А.

Судьи

БАРАНОВА Ю.И.

ВЕЛИЧКО М.Г.