Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2010 N 15АП-9735/2010 по делу N А32-10619/2010 По делу о признании недействительными решений налогового органа о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, связанных с внесением изменений в учредительные документы.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 октября 2010 г. N 15АП-9735/2010

Дело N А32-10619/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2010 года

Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2010 года

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи О.Х. Тимченко

судей О.Г. Ломидзе, М.Н. Малыхиной

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Крючковой М.В.

при участии:

от заявителя: представитель Колесников Д.И., доверенность от 06.08.2010;

от заинтересованных лиц: явка представителей не обеспечена, о судебном заседании уведомлены надлежаще (уведомления N 42919, 42917); заказное письмо, адресованное Шинкаренко В.В., возвращено за истечением срока хранения,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от
05 июля 2010 года по делу N А32-10619/2010,

принятое в составе судьи Крыловой М.В.

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю

к обществу с ограниченной ответственностью “Перепел“, Ф.И.О. Ф.И.О. br>
о признании недействительными решений

установил:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю (далее - МИФНС N 8, инспекция) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью “Перепел“, Ф.И.О. Ф.И.О. о признании недействительными решений N 6 от 15.01.2010 г. Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, записи N 2102367005156, решения N 5 от 15.01.2010 г. Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы, записи N 2102367005145.

Заявленные требования мотивированы тем, что после принятия налоговой инспекцией решений N 6 и N 5 о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в адрес МИФНС N 8 поступило постановление о наложении ареста на имущество должника Сочинского межрайонного отдела судебных приставов от 21.01.2010 г., вынесенного на основании исполнительного листа N 2-277/2008 от 03.11.2009 г. Аннинским районным судом Воронежской области и определение об обеспечении иска от 22.03.2010 г., запрещающее производить любые действия с 50% долей уставного капитала ООО “Перепел“, принадлежащего Шинкаренко В.В., в том числе регистрационные действия в отношении указанной доли уставного капитала ООО “Перепел“. Данные обстоятельства явились основанием для обращения налогового органа с заявлением
о признании вынесенных им решений недействительными.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05 июля 2010 года в удовлетворении требований инспекции отказано. Суд пришел к выводу об отсутствии у налогового органа права на обращение в суд с заявлением о признании недействительными решений о государственной регистрации изменений в содержащихся в ЕГРЮЛ сведениях о юридическом лице.

Не согласившись с принятым судебным актом, Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила отменить его, требования инспекции удовлетворить. Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами.

В соответствии с положениями Закона “О налоговых органах РФ“, инспекция вправе предъявлять в суд и арбитражный суд иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.

Общество и его участники указаны в исковом заявлении в качестве ответчиков, так как их права и обязанности напрямую зависят от указанных решений и записей.

В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Краснодарскому краю доводы жалобы поддержал, считает, что в удовлетворении требований инспекции отказано необоснованно.

Представители надлежаще уведомленных заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО “Перепел“ о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц по форме N Р14001 об изменении сведений об участниках физических лиц;
заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001 об изменении сведений в уставном капитале, Межрайонной ИФНС России N 8 по Краснодарскому краю были приняты:

- решение N 5 от 15.01.2010 г. о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанных с внесением изменений в учредительные документы, запись N 2102367005145,

- решение N 6 от 15.01.2010 г. о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, запись N 2102367005156.

Основанием для подачи заявлений о внесении изменений ООО “Перепел“ явился выход участника Шинкаренко В.В. из общества, учредителями которого являлись Шинкаренко В.В. и Драган Л. К.

Инспекция в исковом заявлении сослалась, что после регистрации ею изменений, в адрес МИФНС поступило постановление Сочинского межрайонного отдела судебных приставов от 21.01.2010 г. о наложении ареста на имущество должника Шинкаренко В.В.- 50% уставного капитала ООО “Перепел“, вынесенное на основании исполнительного листа N 2-277/2008 от 03.11.2009 г. Аннинским районным судом Воронежской области.

Определением Аннинского районного суда Воронежской области от 22.03.2010 г. суд разъяснил, что запрещает производить любые действия с 50% уставного капитала ООО “Перепел“, принадлежащего Шинкаренко В.В., в том числе регистрационные действия в отношении указанной доли уставного капитала ООО “Перепел“.

Кроме того, ООО “Перепел“ был представлен устав в новой редакции, в котором указана сумма уставного капитала, не соответствующая заявлению, а также публикации. Так, в заявлении указан размер уставного капитала - 1 500 000 руб. 00 коп., в уставе 10 000 руб. 00 коп., в публикации - 1 548 000 руб. 00 коп.

Вышеуказанные обстоятельства послужили
основанием для обращения налоговой инспекции с заявлением о признании принятых ею решений недействительными.

Суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления.

Согласно части 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

Государственной регистрации, как это следует, в частности из пункта 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, и положений Закона N 129-ФЗ о государственной регистрации, подлежат также все изменения статуса юридического лица (состав учредителей или участников, органов юридического лица, изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капитала и т.д.).

Закон N 129-ФЗ от 08.08.2001 “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон N 129-ФЗ) определяет государственную регистрацию юридических лиц как акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах в соответствии с данным Федеральным законом (часть вторая статьи 1).

Таким образом, отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N
129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

На основании частей 2, 4 статьи 18 Закона N 129-ФЗ о государственной регистрации представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 9 названного Закона документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством Российской Федерации.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ о государственной регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный Федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные
документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона 129-ФЗ для внесения в государственный реестр изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В силу пункта 1.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, заявителями могут быть участник общества, учредитель (участник) ликвидированного юридического лица - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного юридического лица, правопреемник реорганизованного юридического лица - участника общества, исполнитель завещания и нотариус.

В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Законом N 14-ФЗ случаях для внесения в государственный реестр изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.

Как следует из материалов дела, ООО “Перепел“ был представлен инспекции надлежаще оформленный полный пакет документов, необходимых для регистрации изменений, что и послужило основанием для вынесения налоговой инспекцией решений о регистрации вносимых изменений.

В части 4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ о государственной регистрации указано, что регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов, не установленных статьей 18 Закона N 129-ФЗ о государственной регистрации, а также на него не возложена обязанность по проверке достоверности представленных
документов.

Поскольку установленный Законом N 129-ФЗ о государственной регистрации порядок государственной регистрации юридических лиц, носит уведомительный характер, то обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.

Единственным основанием признания недействительной государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы ООО “Перепел“, налоговой инспекцией указывается получение после регистрации постановления службы судебных приставов о наложении ареста на 50% уставного капитала ООО “Перепел“, принадлежащего Шинкаренко В.В.

Однако, указанное налоговым органом основание не может само по себе свидетельствовать о незаконности произведенной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поскольку в данном случае требования главы 6 Закона N 129-ФЗ, регламентирующих порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, были соблюдены обществом при обращении в налоговый орган с соответствующим заявлением.

Иных оснований признания государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, заявителем не указывалось ни в заявлении, ни в процессе рассмотрения настоящего дела.

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными решений от 15.01.2010 N 5 и N 6 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а также не связанных с внесением изменений в учредительные документы, поскольку на момент принятия решений, о признании недействительными которых заявлено, налоговый орган не располагал сведениями о наличии оснований, препятствующих регистрации изменений данных о юридическом лице, действия налогового органа по указанной государственной регистрации и принятию соответствующих решений являются законными и не нарушают законных интересов заявителя.

Более того, в соответствии с частью 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
государственные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право налогового органа на предъявление исков, перечень которых установлен в пункте 14 названной нормы.

Заявленные налоговым органом требования в указанном перечне отсутствуют.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что заявитель не представил доказательств нарушения требований законодательства обществом.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требование о признании недействительным решения или незаконными действий (бездействия) уполномоченного органа предъявляется к соответствующему органу.

Требование о признании недействительной записи о государственной регистрации изменений, внесенных в ЕГРЮЛ, заявлено тем же уполномоченным органом исполнительной власти, который осуществил данную регистрацию.

Избрание заявителем ненадлежащего способа защиты является основанием для отказа в удовлетворении заявленного по настоящему делу требования (аналогичная позиция отражена в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 20.07.2009 по делу N А32-27269/2008-11/422).

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ о государственной регистрации за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, в том числе и административную. В силу к указанной статьи, а также на основании части 3 статьи 14.25 и статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях (КоАП РФ), в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица. Следовательно, представление недостоверных сведений при оспариваемой
государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет не признание такой регистрации незаконной, а иные правовые последствия.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно отказал МИФНС N 8 по Краснодарскому краю в удовлетворении заявленных требований.

Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов, не установлено.

Судебные расходы подлежат распределению в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Налоговые органы в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05 июля 2010 года по делу N А32-10619/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

О.Х.ТИМЧЕНКО

Судьи

О.Г.ЛОМИДЗЕ

М.Н.МАЛЫХИНА