Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2010 N 15АП-9734/2010 по делу N А32-52911/2009 По делу о признании незаконными действий и решений таможенного органа по самостоятельному определению стоимости товара, требований об уплате таможенных платежей, а также решения об отмене решения таможенного поста о принятии таможенной стоимости товаров.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2010 г. N 15АП-9734/2010

Дело N А32-52911/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2010 года.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.Н.

судей Захаровой Л.А., Смотровой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной Е.А.

в отсутствие участвующих в деле лиц,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Новороссийской таможни

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 10 июня 2010 года по делу N А32-52911/2009, принятое судьей Ивановой Н.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Космост“

к заинтересованному лицу - Новороссийской таможне

о признании незаконными действий и решения Новороссийской таможни по самостоятельному определению таможенной стоимости товара, оформленного
по грузовым таможенным декларациям N 10317090/300908/0001891, 10317090/300908/0001924, 10317090/131008/0002292, 10317090/231008/0002591, 10317090/141108/0003197, 10317090/121208/0003916, 10317090/160209/0000568, а также о признании недействительными требований Новороссийской таможни об уплате таможенных платежей от 05 октября 2009 года N 1541 на сумму 336 683, 70 рублей, N 1540 на сумму 227 797, 47 рублей, N 1539 на сумму 153 225, 02 рубля, от 01 октября 2009 года N 1519 на сумму 204 443, 37 рублей, N 1518 на сумму 206 352, 17 рублей, от 02 октября 2009 года N 1527 на сумму 425 494, 88 рублей, N 1526 на сумму 374 427, 55 рублей; о признании незаконным решения от 23 сентября 2009 года N 10317000/230909/143

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Космост“ (далее - ООО “Космост“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий и решений Новороссийской таможни по самостоятельному определению таможенной стоимости товара, оформленного по ГТД N 10317090/300908/0001891, N 10317090/300908/0001924, N 10317090/131008/0002292, N 10317090/231008/0002591, N 10317090/141108/0003197, N 10317090/121208/0003916, N 10317090/160209/0000568, а также о признании недействительными требований Новороссийской таможни об уплате таможенных платежей от 05.10.09 г. N 1541 на сумму 336 683, 70 рублей, N 1540 на сумму 227 797,47 рублей, N 1539 на сумму 153 225,02 рублей, от 01.10.09 г. N 1519 на сумму 204 443, 37 руб., N 1518 на сумму 206 352,17 рублей, от 02.10.09 г. N 1527 на сумму 425 494,88 рублей, N 1526 на сумму 374 427, 55 рублей, о признании незаконным решение от 23.09.09 г. N 10317000/230909/143.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10 июня 2010 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Судебный акт
мотивирован тем, что заявителем были представлены все предусмотренные таможенным законодательством документы, необходимые для определения таможенной стоимости товара методом по цене сделки с ввозимыми товарами; представлены дополнительные документы; корректировка была произведена по информации о сделках с несопоставимыми условиями.

Не согласившись с указанными выводами, Новороссийская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных обществом требований. В обоснование своих требований таможня сослалась на обстоятельства, свидетельствующие, по ее мнению, о документальной неподтвержденности и недостоверности заявленной декларантом таможенной стоимости: контракт носит типовой характер, содержит общие положения и пункты внешнеэкономических сделок. К контракту при таможенном оформлении товаров, по ГТД N 10317110/100309/0001879 представлено приложение N 1 в форме спецификации, где помимо моделей, размеров, и цены за штуку оговорен состав комплекта, в котором поставляются двери. Однако, при оформлении ГТД 10317090/121208/0003916, 10317110/230109/0000549 представлен данный контракт с приложением N 1, в котором абзац о составе комплекта дверей отсутствует, ни в одном товаросопроводительном документе нет расшифровки наименования товара кроме “металлические двери“. Согласно ведомости банковского контроля оплата ООО “Космост“ иностранному контрагенту произведена не в полном объеме. Заявленная таможенная стоимость имеет низкий ценовой уровень. В инвойсах, представленных ООО “Космост“ при таможенном оформлении товара, не выделены транспортные расходы, что не представляет возможным осуществить контроль структуры таможенной стоимости.

В судебном заседании участвующие в деле лица представителей не направили; о месте его и времени извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке главы
34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав в судебном заседании пояснения представителя ООО “Космост“, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела с сентября по декабрь 2008 года и в феврале 2009 года в рамках внешнеторгового контракта от 16.06.2008 года N МК0807, заключенного с фирмой “DALIAN MOST INTERNATIONAL TRADE CO. LTD“, на условиях CFR - Новороссийск, (согласно “Инкотермс-2000“), в адрес ООО “КОСМОСТ“ осуществлялись поставки дверей из черных металлов.

30.09.2008 г. было произведено таможенное оформление поставки товара - двери из черных металлов бытового назначения, входные в комплекте: дверное полотно, встроенный замка, глазок, рама, уплотнитель по периметру, рамы, обналичка, накладная ручка для дверей, упакованы в картонные коробки для удобства транспортировки, модель торговой марки “KOSMOST“, изготовитель - “ДАЛИАН МОСТ ИНТЕРНАЦИОНАЛ ТРЕЙД КО. ЛТД“, Китай, по ГТД N 10317090/300908/0001924. Декларант (заявитель) определил таможенную стоимость ввезенного товара по 1-му методу (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).

Для подтверждения заявленной таможенной стоимости таможенному органу были представлены: контракт МК0807; приложение N 1, 2; спецификация; паспорт сделки; Д/У; коносаменты; инвойс; упаковочный лист; справка об отгрузках; информационное письмо; ДТС-1.

Таможенная стоимость товара по расчету декларанта, исходя из условий поставки, составила 1 603 501,87 руб., таможенные платежи - 572 450, 17 руб.

В ходе таможенного оформления таможенная стоимость была принята таможенным органом, товар выпущен в режиме “выпуск для внутреннего потребления“.

Решением и.о. заместителя начальника Новороссийской таможни по экономической деятельности от 23.09.2009 г. N 10317000/230909/143 в порядке ведомственного контроля было
отменено решение Новороссийского юго-восточного таможенного поста о принятии таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10317090/300908/0001924.

Новороссийская таможня сообщила обществу о том, что предоставленные им документы не подтверждают заявленную таможенную стоимость и избранный первый метод определения таможенной стоимости товара, в связи с чем, предложила обществу явиться в таможню или направить письменное решение по вопросу корректировки таможенной стоимости, с целью завершения процедуры определения таможенной стоимости с использованием методов 2 - 6, а также предоставить имеющуюся информацию для применения этих методов, ввиду отсутствия ценовой информации по однородным, идентичным товарам.

ООО “КОСМОСТ“ отказалось определить таможенную стоимость товара другим методом определения таможенной стоимости, поскольку, по мнению общества, предоставленная информация носила исчерпывающей и достаточной характер для применения основного метода определения таможенной стоимости.

Заинтересованным лицом была самостоятельно определена таможенная стоимость задекларированного товара по третьему методу (КТС-1 от 01.10.2009 г., бланк N 0091276, ДТС-2 от 30.09.2009 г., бланк б/н) в соответствии с ГТД N 10317060/100608/П012240, в связи с чем таможенная стоимость товара составила 2 181 519, 16 руб. и ООО “КОСМОСТ“ было доначислено 206 352,17 рублей таможенных платежей и пени в размере 30 165,24 руб.

В связи с корректировкой таможенной стоимости по указанной ГТД обществу были доначислены таможенные платежи и выставлено требование об уплате таможенных платежей от 01.10.2009 г. N 1518.

Аналогичным образом была произведена корректировка таможенной стоимости по другим названным выше ГТД.

Не согласившись с принятыми решениями и требованиями, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для непринятия заявленной таможенной стоимости, определенной первым
методом, а также о неправомерности применения третьего метода определения таможенной стоимости.

В соответствии с п. 1 ст. 323 ТК РФ таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством Российской Федерации, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

В силу ч. 1 ст. 12 Закона РФ “О таможенном тарифе“ N 5003-1 от 21.05.93 определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из следующих методов определения таможенной стоимости товаров:

1) метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами;

2) метода по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метода по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метода вычитания;

5) метода сложения;

6) резервного метода.

Согласно абз. 1 ч. 2 ст. 12 Закона “О таможенном тарифе“ первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 настоящего Закона. При этом положения, установленные статьей 19 настоящего Закона, применяются с учетом положений, установленных статьей 19.1 настоящего Закона.

Вместе с тем, пунктом 2 статьи 323 ТК РФ установлено, что заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 г. N 29 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров“, под несоблюдением установленного пунктом 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки
в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

В данном Постановлении Пленум ВАС РФ также указал, что в соответствии с п. 2 ст. 18 Закона “О таможенном тарифе“ основным методом определения таможенной стоимости товара является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.

Кроме того, как указал Пленум ВАС РФ в данном Постановлении, перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не используется, является исчерпывающим.

В частности, основной метод не подлежит применению, если:

- продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;

- данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными.

Согласно пункту 1 статьи 63 Таможенного кодекса Российской Федерации при производстве таможенного оформления лица, определенные настоящим Кодексом, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. Таможенные органы вправе требовать при производстве таможенного оформления представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации и представление которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

Перечень документов, подлежащих представлению в обоснование применения первого (основного) метода определения таможенной стоимости товара при вывозе его с территории РФ, на момент возникновения спорных правоотношений был регламентирован Приказом Федеральной таможенной службы от 25 апреля 2007 года N 536.

Необходимые документы по указанному перечню обществом представлены.

Довод таможни о том, что контракт не содержит конкретных условий поставки и характеристик товара, не может быть принят во внимание:
в контракте определены родовые признаки предмета контракта, определен порядок формирования условий поставка, определения количества и цены поставляемого товара, т.е. общие существенные условия договора. Подписание дополнений, спецификаций и иных аналогичных документов является практикой долгосрочных взаимоотношений в международной торговой деятельности и вызвано необходимостью оперативного согласования ассортимента и цен товара.

Ссылка таможни на то, что при таможенном оформлении по одним декларациям приложение N 1 к контракту (спецификация) содержало сведения о комплекте дверей, а по другим - не содержало, не имеют отношения к документальной подтвержденности цены сделки и, как указывает в жалобе таможня, могло быть вызвано техническими причинами (пропущен один абзац текста в приложении N 1).

Факт оплаты обществом фирме “DALIAN MOST INTERNATIONAL TRADE CO. LTD“ денежных средств за товары, поставленные в адрес ООО “КОСМОСТ“ подтверждается ведомостью банковского контроля.

В соответствии с пунктом 4 статьи 323 ТК РФ таможенный орган вправе требовать дополнительные документы.

Вместе с тем, как следует из содержания указанной нормы и п. 9 Инструкции по проведению правильности определения таможенной стоимости товаров ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ, утвержденной Приказом ФТС от 22.11.2006 г. N 1206 таможенный орган мотивированно запрашивает только те дополнительные документы и сведения, которые необходимы для выяснения дополнительных обстоятельств и условий сделки, влияющих на стоимость ввозимого (ввезенного) товара и на принятие таможенным органом решения по таможенной стоимости.

При этом, как указывает Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 19.04.05 N 13643/04, предусмотренная п. 2 ст. 15 Закона “О таможенном тарифе“ обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми
тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.

Довод таможни о том, что в инвойсах, представленных ООО “Космост“ при таможенном оформлении товара, не выделены транспортные расходы, что не представляет возможным осуществить контроль структуры таможенной стоимости в части включения транспортных расходов не может быть принят во внимание.

Принципы определения таможенной стоимости определены статьями 19 - 24 Закона о таможенном тарифе. Из названных норм таможенного законодательства следует обязанность декларанта подтверждать таможенную стоимость и ее структуру: цену сделки (статья 19 Закона о таможенном тарифе) и дополнительные начисления к цене (статья 19.1 Закона о таможенном тарифе). По условиям поставки CFR транспортные расходы включены в цену сделки, а структуру цены декларант подтверждать не обязан.

Довод апелляционной жалобы о Ф.И.О. заявленной таможенной стоимости также не может быть принят во внимание.

Согласно пункту 2 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в от 26 июля 2005 года N 29 признаки недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации.

Пунктом 14 Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ФТС Российской Федерации от 22 ноября 2006 года N 1206, установлено, что проверочные величины, содержащиеся в источниках ценовой информации, используются уполномоченными должностными лицами исключительно в целях сравнения и не могут быть использованы в качестве таможенной стоимости товаров.

Следовательно, сведения
из ИАС “Мониторинг-Анализ“ не могут служить критерием корректировки, в том числе и по этой причине. Установление факта значительного отличия ценового уровня заявленного декларантом от ценового уровня, имеющегося в базах данных таможенных органов, может являться основанием для проведения проверки, но не основанием для произвольного корректирования таможенной стоимости товара, заявленной декларантом.

Кроме того, производя корректировку, таможенный орган не представил сведения, позволяющие подтвердить соблюдение требования о сопоставимости условий ввоза товаров.

Таким образом, корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных в ГТД, произведена таможенным органом безосновательно, в связи с чем ее решения и выставленные требования обоснованно признаны судом первой инстанции незаконными.

Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.

Поскольку в соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, как ответчики по делу, освобождены от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы, вопрос о судебных расходах не рассматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10 июня 2010 года по делу А32-52911/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Новороссийской таможни - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

Председательствующий

Н.Н.ИВАНОВА

Судьи

Л.А.ЗАХАРОВА

Н.Н.СМОТРОВА