Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2010 N 15АП-9697/2010 по делу N А01-1048/2010 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 14.3 КоАП РФ за отсутствие части существенной информации о рекламируемой услуге.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 октября 2010 г. N 15АП-9697/2010

Дело N А01-1048/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Захаровой Л.А.

судей Золотухиной С.И., Ивановой Н.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.

при участии:

от открытого акционерного общества “ВымпелКом“ - представитель - Ф.И.О. доверенность от 05.05.2010 г.,

от УФАС по Республике Адыгея поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя управления,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества “ВымпелКом“

на решение Арбитражного суда Республики Адыгея

от 15.07.2010 г. по делу N А01-1048/2010,

принятое в составе судьи Шагуч Б.А.

по заявлению открытое акционерное
общество “ВымпелКом“

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея

о признании незаконным постановления

установил:

открытое акционерное общество “Вымпел-Коммуникации“ (далее - ОАО “ВымпелКом“) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Адыгея (далее - УФАС по Республике Адыгея) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N АР-45/10 от 31.05.2010 г.

Решением суда от 19.07.2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что отсутствие информации о единице тарификации в рекламе тарифного плана вводит потребителя в заблуждение относительно реальной стоимости услуг связи. Неуказание в рекламе информации о существенных условиях предоставления рекламируемой услуги свидетельствует о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного нарушения.

Не согласившись с данным судебным актом, ОАО “ВымпелКом“ обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 19.07.2010 г. отменить, заявленные требования удовлетворить.

В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Республике Адыгея просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность. Управление указывает, что общество, распространив рекламу услуги сотовой связи “Бесценный номер“, в которой отсутствует часть информации о рекламируемой услуге, совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель общества поддержала доводы апелляционной жалобы. Пояснила, что в размещенной обществом рекламе услуги “Бесценный номер“ имелась ссылка на бесплатный номер и сайт в сети Интернет, где потребитель мог узнать все подробности предлагаемой услуги. Потребитель при заключении договора обращается или в офисы общества, или к официальным дилерам, где он также имеет возможность получить всю необходимую дополнительную информацию об интересующейся услуге.

Изучив
материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, УФАС по Республике Адыгея на основании приказа от 09.03.2010 г. N 13 в период с 10.03.2010 г. по 12.03.2010 г. проведено внеплановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 г. N 38-ФЗ “О рекламе“ при распространении наружной рекламы на территории города Майкопа.

В ходе проверки установлено, что в городе Майкопе, по улице Шоссейная, в квартале 408-а на отдельно стоящей рекламной конструкции размещена реклама услуги “Бесценный номер“, предоставляемой оператором сотовой связи “Билайн“. Реклама имеет текст следующего содержания: “0 коп./мин. с услугой “Бесценный номер“. Узнай больше 0901. Ежесуточно предоставляется не более 60 минут бесплатных вызовов. Условия услуги действуют только при нахождении в “домашней“ сети до 09.05.2010, после чего могут быть изменены. Подробности - на www.beeline.ru Билайн живи на яркой стороне“.

По результатам проверки, зафиксированным в акте N 5 от 12.03.2010 г., управлением возбуждено производство по делу об административном правонарушении N Р-5/10-5 по факту нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Решением УФАС по Республике Адыгея от 21.04.2010 г. реклама услуги связи “Бесценный номер“, предоставляемой оператором мобильной связи “Билайн“, размещенная на рекламной конструкции в городе Майкопе по улице Шоссейная, в квартале 408-а, признана ненадлежащей в связи с отсутствием части существенной информации о рекламируемой услуге, что является нарушением требований части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ “О рекламе“.

По данному факту управлением в отношении ОАО “ВымпелКом“ составлен протокол об административном
правонарушении от 18.05.2010 г.

Постановлением управления от 31.05.2010 г. общество привлечено к административной ответственности по статье 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в сумме 40 000 руб.

Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.

Статьей 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона N 38-ФЗ реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Частью 7 статьи 5 Закона о рекламе предусмотрено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Из материалов дела усматривается, что общество, являясь оператором сотовой связи, рекламирует услугу сотовой связи “Бесценный номер“.

При этом в размещенной обществом рекламе доступным для потребителя является текст: “0 коп./мин. с услугой “Бесценный номер“. Узнай больше 0901. Ежесуточно предоставляется не более 60 минут бесплатных вызовов. Условия услуги действуют только при нахождении в “домашней“ сети до 09.05.2010, после чего могут быть изменены. Подробности - на www.beeline.ru Билайн живи на яркой стороне“.

Между тем, из материалов дела следует, что услуга “Бесценный
номер“ подключается только при подключении услуги “Любимый номер“, за которую установлена плата - 15 рублей, а за подключение услуги “Бесценный номер“ - 30 рублей. Кроме того, установлена абонентская плата за услугу “Бесценный номер“ - 1, 15 руб. в сутки, к которой прибавляется 0,5 руб. в сутки - абонентская плата за услугу “Любимый номер“.

Из вышеназванных условий следует, что для подключения услуги “Бесценный номер“ необходимо единовременно заплатить 45 рублей и платить ежесуточную абонентскую плату в размере 1,65 рублей, при лимите разговора в сутки 60 минут. Данная информация в рекламе, размещенной на отдельно стоящей рекламной конструкции в городе Майкопе, по улице Шоссейная, в квартале 408-а, отсутствует.

Таким образом, размещенная обществом “ВымпелКом“ реклама услуги “Бесценный номер“ умалчивает о том, что “0 коп. за минуту“ - означает отсутствие повременной тарификации в пределах пакета. Подключая данную услугу, абонент покупает пакет услуг, который включает в себя определенное количество минут за определенную фиксированную стоимость.

Поскольку распространенная обществом реклама направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, поэтому существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 328 утверждены Правила оказания услуг подвижной связи (далее - Правила), регулирующие отношения между абонентом, пользующимся услугами подвижной связи, и оператором связи при оказании услуг подвижной радиосвязи, и (или) услуг подвижной радиотелефонной связи, и (или) услуг подвижной спутниковой радиосвязи в сети связи общего пользования.

Пункт 20 Правил устанавливает, какие условия договора об оказании услуг подвижной связи являются существенными.

Из содержания указанного пункта следует, что порядок, сроки и форма расчетов за услуги
подвижной связи относится к существенным условиям договора об оказании услуг подвижной связи.

Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации об условиях предоставления услуги приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой услугой. При этом реклама, распространенная обществом без указания в ней всех условий, определяющих стоимость оказываемой услуги, является ненадлежащей.

Включение обществом в текст рекламы адреса сайта сотовой компании в сети Интернет и телефонного номера для уточнения подробностей о рекламируемой услуге не может свидетельствовать о соблюдении ОАО “ВымпелКом“ требования законодательства о размещении в рекламе существенной информации, отсутствие которой способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Таким образом, антимонопольный орган пришел к правомерным выводам об отсутствии в тексте спорной рекламы части существенной информации, в результате чего потребитель лишен возможности ее получения в полном объеме, вводится в заблуждение относительно предлагаемых услуг и, соответственно, о квалификации такой рекламы в качестве ненадлежащей.

При таких обстоятельствах, вывод УФАС по Республике Адыгея о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.3 КоАП РФ является обоснованным.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 15.07.2010 г. по делу N А01-1048/2010
оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

Л.А.ЗАХАРОВА

Судьи

С.И.ЗОЛОТУХИНА

Н.Н.ИВАНОВА