Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2010 N 15АП-10337/2010 по делу N А32-16056/2010 По делу об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ за неопубликование в ленте новостей сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 октября 2010 г. N 15АП-10337/2010

Дело N А32-16056/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Смотровой Н.Н.

судей С.И. Золотухиной, Н.Н. Ивановой

при ведении протокола судебного заседания судьей Смотровой Н.Н.

при участии:

от отделения: представитель не явился (уведомление от 06.09.10 г. N 40815);

от общества: Сердюкова В.Н. (доверенность от 15.08.10 г., сроком на 1 год);

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе

на решение Арбитражного суда Краснодарского края

от 30 июля 2010 г. по делу N А32-16056/2010

по заявлению открытого акционерного общества “Сочиавто“

к заинтересованному
лицу Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе

об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 11.05.10 г. N 18-10-081/пн,

принятое в составе судьи Федькина Л.О.

установил:

открытое акционерное общество “Сочиавто“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Прикубанском регионе (далее - отделение) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 11.05.10 г. N 18-10-081/пн по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

Решением суда от 30.07.10 г. заявленные обществом требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения оно не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем признано малозначительным.

Не согласившись с принятым судебным актом, отделение подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что общество не исполнило обязанность по опубликованию сообщения о раскрытии в сети Интернет списков аффилированных лиц за 2, 3, 4 кварталы 2009 г., что свидетельствует о пренебрежительном отношении эмитента к исполнению публично-правовых обязанностей установленных законодательством.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.

Отделение своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещено надлежащим образом.

Представитель общества не возражал против рассмотрения жалобы в отсутствие представителя отделения.

Учитывая изложенное, на основании ч. ч. 1, 3 ст. 156 АПК
РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя отделения.

Представители общества возражал против отмены решения суда первой инстанции сославшись на доводы, приведенные в отзыве на апелляционную жалобу.

Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, общество является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, серии 23 N 0176500.

01.03.10 г. отделением составлен акт о выявлении административного правонарушения N 18-10-к-2, согласно которому общество в нарушение п. 8.5 “Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг“ по состоянию на 05.10.10 не опубликовал в ленте новостей сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц за 3 квартал 2009 г., то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.19. КоАП РФ.

24.03.10 г. отделение известило общество письмом исх. N 18-10-мл-06/955 о необходимости явиться 24.03.10 г. в 10 час. 00 мин., в 10 час. 30 мин., 10 час. 45 мин. по адресу: г. Краснодар, ул. Дзержинского, 8/1, 4 этаж, каб. 402 для составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

24.03.10 г. указанное письмо получено обществом согласно входящей корреспонденции N 01/003.

По ходатайству общества рассмотрение дела об административном правонарушении откладывалось.

02.04.10 г. составлен протокол об административном правонарушении N 18-10-106/пр-ап, в котором зафиксировано, что общество в нарушение п. 8.5 “Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг“ по состоянию на 05.10.10 не опубликовало
в ленте новостей сообщения о раскрытии на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц за 3 квартал 2009 г. Названный протокол составлен в присутствии представителя общества.

02.04.10 г. вынесено определение N К-2/01.03.2010 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, вызове лиц, участвующих в производстве по делу, согласно которому рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества назначалось на 15.04.10 в 14 час. 00 мин. по адресу: г. Краснодар, ул. Дзержинского, 8/1, каб. 402.

Названное определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, вызове лиц, участвующих в производстве по делу от 02.04.10 получены обществом, о чем имеется подпись от 02.04.10.

15.04.10 г. определением по ходатайству общества рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 11.05.10. Административный орган известил общество письмом исх. N 18-10-мл-06/1326 об отложении рассмотрения дела.

20.04.10 г. указанное письмо получено обществом согласно уведомлению N 3500202102998.

11.05.10 г. при участии представителя общества вынесено оспариваемое постановление о назначении административного наказания N 18-10-081/пн, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 700 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением общество обратилось в арбитражный суд.

Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

Согласно ч.
1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных КоАП РФ.

В силу ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.

В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в
отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с указанным Кодексом.

В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 указано, что положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Более того, названным пунктом Постановления Пленума ВАС РФ указывалось, что суду при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).

В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2007 N 46 “О внесении
дополнений в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.

В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).

Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.

Как верно установлено судом первой инстанции, протокол об административном правонарушении от 02.04.10 г. составлен в присутствии представителя общества.

Определением от 15.04.10 г. N К-2/01.03.10-02 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества отложено на 11.05.10 г. Указанное определение направлено обществу по почте.

Оспариваемое постановление от 11.05.10 вынесено при участии представителя общества.

При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правильно установлено, что административным органом соблюден порядок привлечения
к административной ответственности в части уведомления законного представителя организации о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении; существенных нарушений порядка применения административного наказания, являющихся безусловными основаниями, для признания незаконным и отмене оспариваемого постановления, судом не установлено.

Частью 2 ст. 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.

Объективной стороной указанного правонарушения является нераскрытие или нарушение перечисленными в приведенной правовой норме лицами порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.

В соответствии с п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти, по рынку ценных бумаг.

Пунктом 4 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995
N 208-ФЗ “Об акционерных обществах“ закреплена обязанность акционерного общества вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг“ установлено, что состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В силу п. 1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 N 317, Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

В соответствии с пунктом 8.1.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации от 10.10.06 N 06-117/пз-н (далее - Положение о раскрытии информации), открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, помимо иной информации, предусмотренной названным Положением, обязаны раскрывать, в частности, сведения об аффилированных лицах акционерного общества.

Согласно п. 8.1.2 вышеназванного Положения указанная обязанность возникает для открытого акционерного общества с момента его государственной регистрации.

Приказом Федеральной службы по Финансовым рынкам России от 23.04.09 N 09-14/пз-н внесены изменения в Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг. Раздел 8.5 указанного Положения, изложенный в новой редакции, вступил в силу с 01.07.09 г.

Как следует из пункта 8.5.1 Положения о раскрытии информации, акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка
аффилированных лиц.

В силу пункта 8.5.3 Положения о раскрытии информации акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее двух рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц - не позднее двух рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.

Пунктом 8.5.5 Положения о раскрытии информации установлено, что не позднее 1 дня с даты опубликования на странице в сети Интернет текста списка аффилированных лиц акционерное общество обязано опубликовать в ленте новостей сообщение об этом.

Судом первой инстанции правильно установлено, что обязанность по раскрытию информации об аффилированных лицах за 3 квартал 2009 года общество в срок не исполнило.

Таким образом, общество совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.

Как верно установлено судом первой инстанции, общество признает факт совершения правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19. КоАП РФ; указывает на малозначительность совершенного правонарушения; признает факт соблюдения административным органом порядка и процедуры применения административного взыскания; не оспаривает факт того, что по состоянию на 05.10.2009 информация об аффилированных лицах за 3 квартал 2009 в ленте новостей отсутствовала, ссылаясь на размещение информации в сети Интернет. Согласно пояснениям заявителя в настоящее время необходимая информация размещена в ленте новостей.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Как разъяснил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 18 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Оценив представленные в дело доказательства, характер и степень общественной опасности совершенного обществом правонарушения, исходя из конкретных обстоятельств совершения данного правонарушения, а также из того, что указанная информация была размещена в сети Интернет и размещена в настоящее время в ленте новостей; негативных последствий, вызванных несвоевременным опубликованием обществом в ленте новостей о раскрытии в сети Интернет списка аффилированных лиц за 3 квартал 2009, не имеется; документальных доказательств, подтверждающих возникновение существенной угрозы (реально или потенциальной) охраняемой общественным отношениям в результате совершенного обществом правонарушения, не имеется; на момент выявления правонарушения названная информация имелась в сети Интернет, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения оно не содержало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в связи с чем признает его малозначительным.

Оснований для переоценки указанного вывода у суда апелляционной инстанции не имеется.

При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы отделения и отмены решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.10 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

Н.Н.СМОТРОВА

Судьи

С.И.ЗОЛОТУХИНА

Н.Н.ИВАНОВА