Решения и определения судов

Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2010 N 15АП-10530/2010 по делу N А53-12878/2010 По делу о взыскании обязательных платежей в федеральный бюджет за негативное воздействие на окружающую среду.

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2010 г. N 15АП-10530/2010

Дело N А53-12878/2010

Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2010 г.

Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Гуденица Т.Г.,

судей Е.В. Андреевой, Н.Н. Смотровой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.

при участии:

от СКУ Ростехнадзора: не явился, извещен надлежащим образом (почтовое уведомление от 13.09.10, 16.09.10),

от ФБУ “Управление СКВО“: юрисконсульт Рагрина А.С. по доверенности от 02.09.2010 N 53/д/сг-10-236,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального бюджетного учреждения “Управление Северо-Кавказского военного округа“

на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06 августа 2010 года по делу N А53-12878/2010,

принятое судьей Барановой Н.В.,

по заявлению:
Средне-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

к Федеральному государственному учреждению “Управление Северо-Кавказского военного округа“

о взыскании в Федеральный бюджет Российской Федерации обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2 330 562,90 руб.

установил:

Средне-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - СКУ Ростехнадзора) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском о взыскании с Федерального государственного учреждения “Управление Северо-Кавказского военного округа“ (далее - ФГУ “Управление СКВО“) (за подразделение - 136 отдельной Мотострелковой бригады (Войсковая часть N 63354) Министерства обороны России, в федеральный бюджет обязательные платежи за негативное воздействие на окружающую среду в размере 2330562 рублей 90 копеек.

Решением суда от 06 августа 2010 года требования СКУ Ростехнадзора удовлетворены частично. Суд взыскал с ФГК “Управление СКВО“ в доход федерального бюджета платежи за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1052381,67 руб. В остальной части заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что СКУ Ростехнадзора в части требований о взыскании платежей за 2003 года - 9 месяцев 2006 года пропущен трехгодичный срок исковой давности. В остальной части заявленные требования удовлетворены как подтвержденные материалами дела, а также с учетом непредставления ответчиком контррасчета заявленных ко взысканию сумм.

Не согласившись с принятым судебным актом, ФБУ “Управление СКВО“ обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе Учреждение просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что Учреждением были внесены платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год в размере 715484,60 руб., а также за 1 - 2 кварталы 2008 года в размере 39261,90 руб.

В судебном заседании суда
апелляционной инстанции представителем ФБУ “Управление СКВО“ заявлено ходатайство о произведении процессуальной замены ответчика по делу ФГУ “Управление СКВО“ на Федеральное бюджетное учреждение “Управление СКВО“ в связи с реорганизацией в форме преобразования.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.

Рассмотрев ходатайство, арбитражный суд апелляционной инстанции установил, что Федеральное государственное учреждение “Управление Северо-Кавказского военного округа“ было преобразовано в Федеральное бюджетное учреждение “Управление Северо-Кавказского военного округа“, в подтверждение чего представлены свидетельство N 006900133 о внесении записи в ЕГРЮЛ от 10.12.2009, свидетельство N 006578225 о постановке на учет в налоговом органе, Общее положение о федеральном бюджетном учреждении - Управление Северо-Кавказского военного округа, утвержденное Министром обороны Российской Федерации 30.10.2009.

На основании изложенного, с учетом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции полагает возможным произвести процессуальную замену Федерального государственного учреждения “Управление Северо-Кавказского военного округа“ на Федеральное бюджетное учреждение “Управление Северо-Кавказского военного округа“.

Представитель ФБУ “Управление СКВО“ в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда изменить и уменьшить подлежащую взысканию с учреждения сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В судебное заседание не явился представитель Средне-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии со ст.
156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие Средне-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин. 23 сентября 2010 года. После перерыва судебное заседание продолжено.

После перерыва представителем ФБУ “Управление СКВО“ заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела пояснений к апелляционной жалобе в части оспариваемой суммы взыскиваемых обязательных платежей, удовлетворенное судом.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ФБУ “Управление СКВО“, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости изменения решения суда.

Как следует из материалов дела, 136 отдельная Мотострелковая бригада (Войсковая часть N 63354) Министерства обороны РФ, являющаяся подразделением Федерального бюджетного учреждения “Управление СКВО“, состоит на учете в Управлении Ростехнадзора по Республике Дагестан (УТЭН Ростехнадзора по РД) с 30 января 2009 года, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в УТЭН Ростехнадзора по РД в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду.

В качестве плательщика Войсковая часть 63354 представляла расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Ростехнадзора по Республике Дагестан.

Платежным поручением N 561 от 30.10.2008 ответчиком была внесена оплата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 715484,60 руб. за 2007 год и 39261,90 руб. за 2008 год.

В связи с невнесением полной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду УТЭН Ростехнадзора по Республике Дагестан обращалось к командиру войсковой части 63354 с требованиями о погашении задолженности N 12-15/04-01 от 12.01.2009 и N 12-15/07-272 от 04.05.2009 (л.д. 45, 48 том 1).

Поскольку, задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую
среду не была погашена войсковой частью 63354, Средне-Кавказское управление Ростехнадзора обратилось в Арбитражный суд Ростовской области в порядке, определенном главой 26 АПК РФ с заявлением о взыскании в федеральный бюджет обязательных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований к частичному удовлетворению требований заявителя.

Согласно ст. 212 АПК РФ дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.

В соответствии с Федеральным законом “О бюджетной классификации“, Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2007 год“, Приказом Ростехнадзора от 15.01.2007 N 9 “О возложении функций администраторов“, Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов“, Средне-Кавказское управление Ростехнадзора является администратором платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 “Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду“ установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Отчетным периодом признается календарный квартал.

Как следует из статьи 16 Федерального закона “Об
охране окружающей среды“ размещение отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является платным.

Закрепляя в качестве одного из основных принципов охраны окружающей среды платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде, определяя виды негативного воздействия на нее, в том числе посредством размещения отходов производства и потребления, Федеральный закон “Об охране окружающей среды“ предписывает взимание соответствующих платежей и указывает объект обложения - вид негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектами указанных платежей являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

По смыслу названной нормы платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов, размещать отходы и так далее.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.09.2008 N 10744/08, данные платежи представляют собой форму возмещения экономического ущерба от вредного воздействия на окружающую среду, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. Таким образом, плата, внесение которой является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечить возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.

В Определении от 10.12.2002 N 284-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую
негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. Общие принципы обложения таким сбором, ряд существенных его признаков, а именно плательщики, объект налогообложения - виды вредного (негативного) воздействия на окружающую природную среду, а также в общей форме налоговая база - нормативно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и т.д., а также перечень нормативов допустимого негативного воздействия на окружающую среду и их существенные характеристики определены непосредственно федеральным законом.

В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 16772/2009 от 30.03.2010 отсутствие в настоящее время безакцептного порядка списания платы за негативное воздействие на окружающую среду, равно как и иного специального порядка ее взыскания, не препятствует обращению в арбитражный суд в исковом порядке после истечения срока на перечисление платы. Какая-либо связь между таким порядком взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду и сроками давности, предусмотренными Налоговым кодексом для взыскания установленных им налогов и сборов, отсутствует.

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно применен общегражданский срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ) с учетом позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 10.12.2002 N 284-О, и особенностей рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, предусмотренных главами 22 и 26 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что заявление Средне-Кавказского управления Ростехнадзора было
направлено в суд 21.06.2010, о чем свидетельствует почтовый штемпель на конверте (л.д. 86 том 1). Таким образом, с учетом срока оплаты, установленного как 20-е число месяца, следующего за отчетным, по требованиям о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2003, 2004, 2005 и 2006 года заявителем пропущен трехгодичный срок исковой давности.

Таким образом, в пределах срока исковой давности СКУ Ростехнадзора заявлено требование о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2007 год и 1, 2 кварталы 2008 года. Согласно расчету СКУ Ростехнадзора взысканию за 2007 года подлежит сумма в размере 835180,44 рублей, за 2008 год - 103890,43 рублей.

Расчет сумм, с заявлением о взыскании которых обратилось СКУ Ростехнадзора, проверен судом первой инстанции, а также судом апелляционной инстанции, которыми установлено, что расчет произведен на основании расчетов, представляемых самим плательщиком (войсковая часть 63354), исчислен исходя из установленных для данного плательщика нормативов, а также проверен Центром лабораторного анализа и технических измерений (ЦЛАТИ) на основании отчетов по формам федерального государственного статистического наблюдения 2-ТП (воздух), 2-ТП (отходы) принятых Управлением Ростехнадзора по РД в установленном порядке.

Представителем ФБУ “Управление СКВО“, присутствовавшей в судебном заседании суда апелляционной инстанции также не заявлено возражений относительно сумм, начисленных к уплате за 2007, 2008 года.

Вместе с тем, в пояснениях к апелляционной жалобе ФБУ “Управление СКВО“ указало, что платежным поручением N 561 от 30.10.2008 ответчиком была внесена оплата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 715484,60 руб. за 2007 год и 39261,90 руб. за 2008 год.

Из материалов дела следует, что указанный платеж поступил в федеральный бюджет, однако был отнесен Управлением
Ростехнадзора в счет погашения задолженности прошлых лет - 2003 год (л.д. 5 том 1).

Суд апелляционной инстанции полагает, что с учетом выраженной в графе “назначение платежа“ платежного поручения воли плательщика на погашение задолженности за 2007 год и 2008 год, у Управления Ростехнадзора отсутствовали правовые основания для отнесения спорных сумм на погашение задолженности прошлых лет.

При таких обстоятельствах, с учетом осуществления платежа платежным поручением N 561 от 30.10.2008, задолженность ФБУ “Управление СКВО“ за 2007 год составляет 119695,84 рубля (835180,44 руб. начисленная сумма - 715484,60 руб. уплачена п/п 561 от 30.10.08), за 2008 год - 64628,53 руб. (103890,43 руб. начисленная сумма - 64628,53 руб. уплачена п/п 561 от 30.10.08).

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции признает подтвержденной материалами дела и подлежащей взысканию с ФБУ “Управление СКВО“ сумму задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в размере 184324 руб. 37 коп., в том числе 119695 руб. 84 коп. за 2007 год и 64628 руб. 53 коп. за 2008 год.

Таким образом, решение суда от 06.08.2010 подлежит изменению с уменьшением подлежащей взысканию в доход федерального бюджета с ФБУ “Управление СКВО“ задолженности по обязательны платежам за негативное воздействие на окружающую среду до 184324,37 рублей.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение дела распределяется между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 48, 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Произвести процессуальную замену ответчика по делу Федерального государственного учреждения “Управление Северо-Кавказского военного округа“ на Федеральное бюджетное учреждение “Управление Северо-Кавказского военного округа“.

решение Арбитражного суда Ростовской области от 06 августа 2010 года по
делу N А53-12878/2010 изменить.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения “Управление Северо-Кавказского военного округа“ (за подразделение - 136 отдельной Мотострелковой бригады (Войсковая часть N 63354) Министерства обороны РФ в доход федерального бюджета Российской Федерации обязательные платежи за негативное воздействие на окружающую среду в размере 184324 руб. 37 коп.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения “Управление Северо-Кавказского военного округа“ в доход федерального бюджета 6529 руб. 71 коп. госпошлины.

В остальной части заявленных требований отказать.

В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий

Т.Г.ГУДЕНИЦА

Судьи

Е.В.АНДРЕЕВА

Н.Н.СМОТРОВА