Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.11.2010 по делу N А26-7698/2010 Требование о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка удовлетворено, поскольку единственный способ приобретения права на участок для дачного товарищества - получение в аренду, что не противоречит принципу бесплатности предоставления участка некоммерческому объединению граждан, который предполагает предоставление без проведения конкурса и без взимания платы за право предоставления такого участка, но не отменяет принцип платности пользования землей.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 16 ноября 2010 г. по делу N А26-7698/2010

Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 16 ноября 2010 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Одинцова М.А.,

при ведении протокола судебного заседания с применением технических средств аудиозаписи помощником судьи Лариной Т.В.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению Дачного некоммерческого товарищества “Дружба“

к Администрации Прионежского муниципального района

о признании недействительным ненормативного правового акта,

при участии представителей:

заявителя, Дачного некоммерческого товарищества “Дружба“, - Иксанов Ф.М. - председатель Товарищества (копия приказа о назначении в деле, личность удостоверена паспортом), Михеев В.И. - представитель (доверенность от 04.09.2010, личность удостоверена паспортом);

ответчика, Администрации Прионежского муниципального
района,- Поддубная И.А. - начальник отдела (доверенность от 27.09.2010 в деле, личность установлена по паспорту);

установил:

заявитель, Дачное некоммерческое товарищество “Дружба“ (далее по тексту - ДНТ “Дружба“, Товарищество), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Прионежского муниципального района (далее по тексту - Администрация) о признании недействительным ненормативного правового акта, оформленного письмом N 6003/1-16 от 12.08.2010, об отказе в предоставлении земельного участка в аренду.

Основанием для признания оспариваемого акта недействительным заявитель считает нарушение Администрацией требований статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представители Товарищества поддержали заявленные требования в полном объеме.

Ответчик, Администрация, заявленных требований не признал, ссылаясь на отсутствие права у Товарищества на получение земельного участка на возмездной основе в силу прямого указания п. 4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан“ (далее по тексту - Закон N 66-ФЗ).

В судебном заседании представитель Администрации поддержал вышеуказанную позицию.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив представленные суду доказательства, суд считает установленными следующие обстоятельства дела.

Из материалов дела усматривается, что 29 июля 2010 года Товарищество обратилось к главе Администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 10:20:01 55 13:90 (новый номер 10:20:01 55 13:107) площадью 11668 кв. м, расположенного в районе местечка Маткачи Прионежского района, для ведения дачного хозяйства (л.д. 8).

В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают
заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В заявлении заинтересованного лица должна быть указана цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и месторасположение, испрашиваемое право на землю.

Заявление Товарищества, поданное в Администрацию, соответствует требованиям статьи 34 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного в предоставлении земельного участка лица с учетом зонирования территории в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель за собственный счет обеспечивает выполнение в отношении испрашиваемого участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом “О государственном кадастре недвижимости“. Орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Из материалов дела усматривается, что постановлением Администрации N 2014 от 06.08.2009 был утвержден акт выбора и обследования земельного участка площадью 1,0 га под строительство дачного некоммерческого товарищества “Дружба“ в районе местечка Маткачи, а постановлением Администрации N 567 от 19.03.2010 была утверждена схема расположения вышеуказанного земельного участка. Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка был изготовлен 27.07.2010.

Данный кадастровый паспорт на испрашиваемый земельный участок был приложен к заявлению Товарищества, следовательно,
в соответствии с положениями п. 5 статьи 34 Земельного кодекса РФ у Администрации возникла обязанность по принятию решения о предоставлении испрашиваемого земельного участка в течение двух недель с даты представления кадастрового паспорта и подачи заявления о предоставлении земельного участка, то есть, до 13 августа 2010 года.

Из материалов дела усматривается, что 12 августа 2010 года Администрацией был дан ответ Товариществу, в котором заявителю было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду со ссылкой на положения пункта 4 статьи 14 и пункта 2 статьи 28 Закона N 66-ФЗ, которые не предусматривают возможности предоставления некоммерческим объединением граждан земельных участков на возмездной основе (л.д. 9-10).

Товарищество не согласилось с данным отказом и обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Право организации обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления предусмотрено статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также статьей 7 Закона N 66-ФЗ.

Оспариваемый Товариществом документ - письмо N 6003/1-16 от 12.08.2010 - подписан Главой Администрации Принежского муниципального района, право данного органа решать вопросы, связанные с предоставлением земельных участков, предусмотрено статьей 29 и 34 Земельного кодекса РФ, данный документ содержит отказ в реализации права Товарищества на получение земельного участка для осуществления уставной деятельности, следовательно, данное письмо обладает признаками ненормативного правового акта. Данный спор подведомственен арбитражному суда, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок для обращения с таким требованием в суд заявителем не пропущен.

Абзацем 1 пункта 4 статьи 14 Закона N 66-ФЗ установлено, что после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан такому объединению земельный участок предоставляется бесплатно
в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного объединения.

Земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу. Общее собрание членов такого объединения вправе принять решение о закреплении за таким объединением как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков.

Таким образом, в соответствии с положениями Закона N 66-ФЗ земельный участок, необходимый для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, предоставляется объединению граждан после его государственной регистрации в соответствии с земельным законодательством бесплатно либо за плату с последующей передачей земельных участков в собственность членов такого некоммерческого объединения, при этом у самого некоммерческого объединения право собственности может возникнуть только в отношении земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования.

В соответствии с положениями глав III и IV Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в Российской Федерации могут быть предоставлены гражданам и организациям на следующем праве: собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды, ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут), безвозмездного срочного пользования.

Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам
и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.

Поскольку дачное товарищество, являющееся некоммерческим объединением граждан, не имеет права на получение испрашиваемого земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также на праве безвозмездного срочного пользования, а на право собственности на испрашиваемый земельный участок заявитель не претендует (имея право претендовать только на приобретение в собственность части предоставленного на ином праве земельного участка, относящейся к имуществу общего пользования), то единственный предусмотренный Земельным кодексом Российской Федерации способ приобретения права на земельный участок, предназначенный для ведения дачного хозяйства, это получение его в аренду.

Доводы Администрации, что арендное пользование земельным участком, предназначенным для ведения дачного хозяйства, предполагает внесение арендной платы за землю, что, по мнению, ответчика, противоречит принципу бесплатности предоставления земельного участка некоммерческому объединению граждан, установленному статьями 14 и 28 Закона N 66-ФЗ, судом не принимаются по следующим основаниям.

Установленный статьей 28 Закона N 66-ФЗ принцип предоставления земельных участков в собственность без торгов за плату или бесплатно означает, что испрашиваемый некоммерческим объединением земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или ведения дачного хозяйства, в отличие от земельного участка, предназначенного для строительства, предоставляется заинтересованному лицу без проведения конкурса и никакой платы за право предоставления такого участка с него не взимается.

При этом принцип платности пользования земли, установленный статьей 65 Земельного кодекса РФ и предусматривающий уплату земельного налога или арендной платы за землю, положения статьи 28 Закона N 66-ФЗ не отменяют.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к следующему выводу: Товарищество правомерно, в соответствии с положениями статьи 14 Закона N 66-ФЗ и статьи 34 Земельного
кодекса РФ, обратилось в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства на праве аренды. У органа местного самоуправления отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении такого земельного участка в арендное пользование.

Предоставление земельного участка, предназначенного для ведения дачного хозяйства, в арендное пользование без проведения торгов и безвозмездно не противоречит статье 14 Закона N 66-ФЗ, поскольку предполагает последующее предоставление земельных участков в собственность членов Товарищества после осуществления предусмотренных статьей 14 Закона N 66-ФЗ мероприятий. При этом законодатель не предусматривает обязанности по освобождению Товарищества от уплаты арендной платы за пользование участком.

При принятии решения о предоставлении земельного участка Администрация вправе установить срок арендного пользования в пределах срока, необходимого для утверждения проекта организации и застройки территории Товарищества и вынесения такого проекта в натуру с последующим предоставлением земельных участков членам Товарищества в собственности, а земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования, в собственность самого Товарищества, либо передачи в собственность Товарищества по решению собрания всех членов некоммерческого объединения всех предоставленных земельных участков.

Таким образом, суд полагает, что Администрация, отказывая Товариществу в предоставлении испрашиваемого земельного участка, нарушила требования статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 14 Закона N 66-ФЗ, а также нарушила права и законные интересы заявителя, следовательно, отказ Администрации, оформленный письмом от 12.08.2010, не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ и подлежит признанию недействительным.

С учетом вышеизложенного, суд считает заявленные Товариществом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Учитывая, что при принятии заявления Товарищества ему была предоставлена отсрочка по уплаты государственной пошлине, а Администрация, как орган местного самоуправления, от уплаты государственной
пошлине освобожден, вопрос об отнесении судебных расходов судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить полностью.

Признать недействительным ненормативный правовой акт Администрации Прионежского муниципального района за N 6003/1-16 от 12.08.2010 об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, как не соответствующий требованиям Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан“.

Обязать Администрацию Прионежского муниципального района устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Дачного некоммерческого товарищества “Дружба“ путем вынесения, в десятидневный срок с даты вступления в законную силу судебного акта по данному делу, решения о предоставлении в аренду заявителю земельного участка с кадастровым номером 10:20:01 55 13:107 площадью 11668 кв. м, расположенного в районе местечка Маткачи Прионежского района для ведения дачного хозяйства.

2. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65).

Судья

ОДИНЦОВА М.А.